Изготовление оловянных солдатиков в домашних условиях - Домашний уют - журнал
Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать оловянного солдатика в домашних условиях

Как сделать оловянного солдатика в домашних условиях

Оловянные солдатики – это любимые игрушки мальчишек всех времен, но что делать, если у тебя есть только один солдатик определенной формы, а тебе для игры или в коллекцию их надо несколько? В этом случае можно попробовать изготовить их самостоятельно, правда, терпения и старания для этого понадобится немало.

Как сделать оловянного солдатика в домашних условиях? Почитай эту инструкцию, посмотри картинки и попробуй его изготовить. Если постараться, то солдатик должен получиться.

Для того чтобы сделать нового оловянного солдатика понадобится солдатик уже готовый, как образец. С него ацетоном надо смыть краску, если он окрашен, а затем приступить к изготовлению формы для отливки.

Инструменты и материалы для литья

Олово практически идеальный материал для выполнения литья и в домашних, в промышленных условиях. Какие будут нужны материалы и инструменты для производства формы и выполнения литья. Для изготовления формы потребуется герметик и гипс. Из первого будет изготавливаться сама оснастка, а гипс потребуется для изготовления каркаса, в который будет установлена технологическая оснастка.

Инструменты для литья из олова

Кроме, названных материалов потребуется несложный слесарный инструмент – напильники с разным сечением, плоскогубцы, паяльник и пр.

Проволочные кости

Изготовление миниатюрной фигурки начинается с эскиза — ведь необходимо точно знать, что именно хотелось бы получить в финале. Кроме прочего, эскиз помогает заблаговременно понять, какие элементы будущего солдатика будут отливаться вместе, а какие удобнее изготовить отдельно и смонтировать на фигуре уже после отливки. В прежние времена форму для отливки полуобъемных фигур мастер гравировал на мягких пластинах сланца, но для трехмерной миниатюры получить сразу форму не получится, придется сначала сделать модель. Проще всего лепить ее из скульптурного пластилина — он более тугоплавкий и более твердый, чем тот, что продается для детской лепки. Сначала предстоит согнуть проволочный каркас, который будет играть роль скелета пластилиновой скульптуры, а заодно согласно эскизу задаст правильные пропорции. Алюминиевая проволока скручивается таким образом, чтобы скрученный участок примерно равнялся высоте туловища с головой, а свободные концы соответствовали длине ног плюс еще 1,5−2 см. Для удобства лепки ноги можно прибить к деревянному брусочку. Руки, как правило, лепят и отливают отдельно — и удобнее, и готовая фигурка с такими руками смотрится естественнее. Для рук тоже нужен каркас, но попроще — кусочек проволоки, должным образом согнутый «в локте». Здесь тоже оставляется небольшой свободный «хвост» проволоки, за который держат при лепке.

В очередь к художнику

«В Евро­пе в прин­ци­пе не рас­кра­ши­ва­ют сол­да­ти­ков, кол­лек­ци­о­не­ры нам при­сы­ла­ют, что­бы рас­кра­сить. Рос­сий­ская, а точ­нее – петер­бург­ская шко­ла оло­вян­ной мини­а­тю­ры очень ценит­ся имен­но за рос­пись», – с гор­до­стью рас­ска­зы­ва­ет Игорь Бакла­нов. Прав­да, тут же вспом­нил, как в нача­ле про­из­вод­ствен­но­го пути на одной из выста­вок слу­чил­ся кон­фуз. Подо­шел кол­лек­ци­о­нер и ука­зал на ошиб­ку – цвет лац­ка­на на одеж­де не соот­вет­ство­вал цве­ту пол­ка. «У нас был крас­ный, а надо мали­но­вый! Поэто­му он пред­ло­жил про­сто поме­нять над­пись под фигур­ка­ми, заме­нив номер пол­ка, чтоб ста­ло пра­виль­но», – поде­лил­ся дирек­тор ком­па­нии. Сей­час к неко­то­рым худож­ни­кам в оче­редь сто­ят год и боль­ше, что­бы полу­чить рабо­ту кон­крет­но­го масте­ра.

Рос­пи­сью фигу­рок зани­ма­ют­ся, в основ­ном, моло­дые мамы, сидя­щие в декре­те. «Они берут фигур­ки на дом и рабо­та­ют в сво­ем режи­ме. Я тоже 22 года назад ста­ла худож­ни­цей, хотя нет худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния и даже в изо­сту­ди­ях не зани­ма­лась. Тут глав­ное – усид­чи­во­сть», – рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель груп­пы худож­ни­ков Марина.По ее сло­вам, самое слож­ное в рабо­те – это гла­за, для кото­рых исполь­зу­ет­ся кисточ­ка в один воло­сок, и порт­рет­ное сход­ство с кон­крет­ным чело­ве­ком. Ей при­хо­ди­лось рисо­вать пре­зи­ден­тов, губер­на­то­ров, пол­ко­вод­цев и обыч­ных людей по фото­гра­фи­ям. «Ино­гда так нари­су­ешь­ся, что потом снит­ся все это. Боль­ше все­го нра­вит­ся рабо­тать с рыца­ря­ми – там сво­бо­ды боль­ше», – гово­рит худож­ни­ца, про­дол­жая кра­сить сюр­тук сол­да­ти­ку.

Ната­лья Коро­ле­ва

Обращение к читателям

Производство солдатиков в 70-е годы

В этот период над разработкой солдатиков работали и хорошие художники, но были среди них и халтурщики, штамповавшие даже невыразительные памятники павшим героям Великой Отечественной войны. К детализации и реализму в большинстве своем не стремились изготовители.

Знаменитый скульптор Б. Д. Савельев в 70-е годы изготовил много комплектов солдатиков для Астрецовской фабрики: воины Средних веков, кавалерия 1812 года и всадники-буденновцы. Набор «Конная армия» из сплава цинка, магния и алюминия был более прочный. Созданные скульптором Савельевым фигурки изготавливались в Ленинграде на ЛПО «Игрушка» из серой пластмассы.

По паре всякой твари

Конечно же, солдатиков из драгоценных металлов, отлитых ювелирами, могли позволить себе единицы. По-настоящему дешёвые и доступные всем солдатики из олова начали входить в обиход с конца XVIII века.
Считается, что прямыми предками солдатиков можно считать оловянные изображения святых, которые пилигримы снимали со своих шляп, чтоб подарить детям. Идея понравилась немецким ремесленникам, которые начали лить фигурки людей и животных для продажи. Предложение стимулировало спрос. В 1578 году Нюрнбергский совет гильдий законодательно закрепил право выпуска детских игрушек из олова. Бум производства литой игрушки начался после того, как посуда из дешёвого фаянса сменила оловянную. Литейщики были просто вынуждены искать новые сферы приложения своих умений.
Отцом оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта. Своё дело Хильперт начал в Нюрнберге и к 1770-м годам наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат времён Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Постепенно мода захватила всю Европу.
В 1839 году в Нюрнберге начал работать Эрнст Хайнрихссен. Он основал одну из известнейших игрушечных фирм в Европе и инициировал ряд глобальных нововведений: Хайнрихссен первым начал «одевать» солдатиков в мундиры, в полном соответствии с формой прототипов, а кроме того предложил коллегам-конкурентам унифицировать размер производимых игрушек. Именно это дало толчок солдатикам для вхождения в разряд вечных игрушек, наряду с мячом или куклой. Тип солдатиков, созданный Хайнрихссеном, до сих пор называют «нюрнбергским».
Постепенно солдатики эволюционировали. Они прибавили в толщине и стали полуобъемными, завоевали всю Европу и Америку и наконец приобрели полный объём. В качестве пионера выступила компания Густава Хэйде. Его объёмные солдатики имели съёмную амуницию, меняющиеся головы, двигающиеся руки и ноги. После Первой мировой войны фирма предлагала покупателям около 1000 различных наборов.
Предприятие Густава Хэйде погибло в 1945 году вместе с Дрезденом, превращенным американцами и англичанами в пылающие руины. Сегодня солдатиков Хэйде можно найти лишь в редких коллекциях.

Рождение оловянного солдатика.

28.11.2008 в 03:09 — repace

Давно я хотел познакомить своих читателей со своим другом, художником-баталистом Олегом Брандуковым. Так и тянулось бы мое желание, если бы мы с ним не встретились оффлайн и Олег не показал мне свою статью в журнале Национального музея РТ, да еще с фотографиями. На мою просьбу опубликовать статью на страницах нашего сайта Олег дал свое согласие и добавил к ней фотографии, которые не вошли в музейную публикацию.

Рождение оловянного солдатика.

Читать еще:  Перемычки для проемов — 4 варианта для частной застройки

Кто из мальчишек в детстве не играл в солдатики. Кто не радовался получая в подарок набор маленьких фигурок военных, выстраивая их на столе и устраивая маленькие сражения. А многие пронесли любовь к этим изящным миниатюрам через всю жизнь. Родословная маленького солдатика уходит в глубины столетий. Фигурки древнеегипетских воинов, сделанных около четырех тысяч лет назад обнаружены в в гробницах фараонов. В средневековой Европе миниатюры рыцарей использовали для «проигрывания» феодальных ристалищ. Крестоносцы брали их с собой в походы в качестве амулетов. Фигурки выполнялись из различных материалов; дерева, глины, олова, серебра и даже золота.

Коллекционированием фигурок солдатиков были увлечены многие выдающиеся люди. Великий русский полководец Суворов собирал солдатиков уже будучи генералом. Увлекались собиранием крошечных армий прусский король Фридрих Великий, императоры Павел 1 и Наполеон Бонапарт. Это было увлекательным занятием для писателей Иоганна Гете, Анатоля Франса, Герберта Уэллса. Автор приключенческих романов Роберт Стивенсон вместе с сыном часами разыгрывали, на чердаке своего дома, целые войны. А известного каждому мальчишке датского сказочника Ганса Христиана Андерсена подобное увлечение вдохновило на создание самой популярной его истории « Стойкий оловянный солдатик».

А сейчас вы сможете узнать, как изготовить солдатика в домашних условиях. Проще всего это сделать из олова. Для того, чтобы изготовить фигурку мастеру необходимо иметь под рукой следующие материалы. Это пластилин или пластика которая отвердевает при температуре 100-140 градусов. А также обычно используются два-три стека разной формы и для проработки мелких деталей лучше использовать тонкое шило.

Для того, чтобы фигурка была коллекционной важно соблюсти масштаб принятый среди коллекционеров всего мира. Наиболее распространенный масштаб 1:30, что составляет 54 миллиметра от стопы до уровня глаз. Так же существуют фигуры масштаба 75, 90, 120 мм. Чем больше фигурка, тем сложнее ее изготовить, из за сложности проработки деталей.

Прежде чем создать фигурку нужно изучить историческую литературу, так как униформа разных времен и народов очень разнообразна. Здесь имеет значение все –от цвета погон до количества пуговиц на мундире.

Сначала солдатика нужно слепить. Для этого нужно собрать каркас. Его лучше всего спаять из медной проволоки различного диаметра. Пропорции будущей фигурки должны соответствовать масштабу , выбранному вами. Самый распространённый масштаб- -35 . Это значит, что высота фигурки должна быть 5, 5см без учёта головного убора. Затем каркас закрепляется на деревянном бруске, что бы было удобно держать во время лепки. Затем каркасу придаётся задуманная поза.

После изготовления каркаса тщательно разминается пластилин или пластик, и закрепляется на каркасе. Толщина пластика должна быть немного больше, чем задуманная фигурка, главное не ошибиться в пропорциях. Затем, лишние части массы срезаются тонким скальпелем, и фигурке придаётся очертание будущего солдата.

Тонким шилом прорабатываем черты лица, носа, глаз, усов, губ. Так же им или круглым стеком проработать складки на мундире и штанах, проработать швы рант на сапогах. Когда в общих чертах фигурка начинает напоминать человека приступаем оснащать её амуницией. На голову мы помещаем цилиндр закрепляем и придаем очертание кивера, отдельной деталью прикрепляем козырёк, налепливаем нужные украшения и монтируем султан, если он нужен. Затем прикрепляем панталеры, ремни для ранца, сам ранец и подсумок. Налепливаем пуговицы в тех местах где они видны, заглаживаем неровности. Вот фигурка и готова.

Затем мы запекаем фигурку в термошкафу или духовке согласно инструкции. После запекания осторожно лезвием срежьте пластинку между подошвой фигурки и бруском, и извлеките её из него. Теперь фигурка готова в формовке. Сначала модель облепливают на половинку пластилином в труднодоступных местах помогая стеками, после чего к подставке прикрепляем пластилиновые литники. Затем подготовленный пласт с моделью нужно окружить пластилиновой опалубкой.

Литники делаются из цилиндрического корпуса и прекрепляются к подставке, желательно чтобы они совпадали с ногами модели для лучшего пролива расплавленного олова. После чего модель надо смазать вазелином для лучшего отделения гипса от формы.

Затем в пластмассовую коробку заливается немного воды, а потом малыми пропорциями, туда засыпается гипс и размешивается до состояния сметаны. После чего готовую массу выливают в подготовленную форму с опалубкой, после чего опалубку нужно немного потрясти чтобы в залитой массе не образовались воздушные пузыри. После схватывания формы оставить сушить не менее 7-8 часов, а лучше сутки.

Вторая половина формы.

Аккуратно снимите с гипса пластилин, оставляя в гипсе модель, литники и опалубку, после чего вся поверхность промазывается вазелином. Процедура с гипсом повторяется заново.

У нас в руках уже готовая просохшая форма, которую мы берем в руки и начинаем обстукивать по периметру небольшими молоточками. Когда между половинками появится еле заметный зазор, мы руками применением небольшого усилия постараемся разъединить половинки. После этого аккуратно, с помощью стека и скальпеля извлекаем из гипсовой формы модель солдатика. После того как модель будет извлечена, нужно будет удрать остатки подставки и пластилина оставшиеся на форме. Теперь форма готова и мы можем приступать к отливке фигурки. Для этого нам потребуется олово, немного свинца. Соотношение олова и свинца 70 и 30 процентов соответственно. Металл мы погружаем в обычную консервную банку, на которой предварительно плоскогубцами делаем носик для аккуратного пролива ,расплавленного металла.

Эту конструкцию мы ставим на газовую или электрическую плиту. Пока металл плавится, немного прогреваем форму, ставя обе ее половинки рядом с горелкой. Как только формы прогреется примерно до 50 градусов, мы берем ее, плотно соединяем вместе и туго обматываем веревочкой, чтобы расплавленный металл не вытекал сквозь щели. Тем временем металл в банке расплавился. При помощи плоскогубцев возьмем банку и выльем сплав через носик в один из литников формы. Через другой литник из формs выйдет находившийся там воздух. Если из второго литника появится металл, значит, форма пролилась полностью.

Через 5-7 минут металл застынет, и можно будет приступать к открытию формы. Аккуратно ее размотаем и раскроем руками и посмотрим дело рук своих. При помощи скальпеля и плоскогубцев осторожно извлекаем отливку. Если форма сделана правильно, то она не сломается и, ее можно будет использовать еще несколько раз, но пока мы отложим ее в сторону. Теперь возьмем оловянную миниатюру и начинаем ее обработку. Вначале с помощью кусачек отделяем подставку от литников, а затем скальпелем и надфилями снимаем облой, стачиваем ненужные швы оставшиеся на отливке. Внимательно осмотрим модель и приступаем к покраске. На мой взгляд, покраска, это самое увлекательное действие во всем процессе. Вы как бы вдыхаете жизнь в бездушный металл.

Итак, мы продолжаем. Для этого нам понадобится художественная масляная краска и растворитель для нее. Оловянную фигурку мы помещаем на деревянный брусок при помощи клея «Момент», чтобы во время покраски не дотрагиваться до фигурки руками, а также чтобы, ее было удобно держать и разворачивать в нежную вам сторону.

После того как фигурка закреплена, нам нужно ее загрунтовать. Обычно я это делаю сильно разбавленной масляной краской цвета охры. После того как грунт просохнет, можно начинать расписывать фигурку. Желательно начинать роспись фигурки с крупных, одноцветных деталей: мундира, штанов, сапог. Цвет должен быть немного темнее того, которого вы желаете добиться, так как при высыхании краска бледнеет. После просыхания предварительной покраски можно продолжить процесс.

Читать еще:  Бетонный лоток для отвода воды: характеристика и особенности

Возьмем те же краски, что уже использовали и добавим к ним немного белой краски для их осветления. Затем наносим их на выделяющиеся части фигурки: нос, подбородок, щеки на лице, складки на мундире, штанах, сапогах и подсумках. Дождемся, когда детали просохнут, добавим еще немного белил в уже осветленную краску и сосем легкими мазками кисти, нанесем еле заметные штрихи на те же детали. После чего темной краской пропишем глаза, усы и волосы. После того как фигурка покрашена, нужно завершить покраску ее экипировки, тех кожаных вещей на солдатике которые должны быть покрыты лаком. Это панталеры, обкладка кивера, сапоги, ранец, подсумок, ложе ружья.

Ну вот, ваш первый солдатик и готов. Надеюсь, что он не станет для вас последним и займет почетное место в вашей будущей коллекции.

Основные способы литья олова

В промышленных условиях существует несколько технологий позволяющих быстро и эффективно изготавливать отливки из олова и его сплавов.

Самым популярным можно назвать литье в центробежной машине.

Суть этого метода довольно проста, расплавленный металл, через систему литников подается в формы, расположенные вокруг одной оси и вращающиеся с определенной скоростью. Их вращение обуславливает создание центробежной силы, которая прижимает поступающий металл внутри формы. Таким образом, происходит устранение лишних газов из тела будущей отливки. Это инженерное решение позволяет получать металл с мелкозернистой структурой.
Литье выполняют в металлоформы, произведенные в заводских условиях. Перед заливкой на рабочие поверхности могут быть нанесены составы, облегчающие выемку готовой отливки из формы.

Древняя Русь. Сражения солдатиков

Вступление

Каждый мальчик в Советском Союзе играл с этими богатырями.

А истоки этих плоских солдатиков можно найти в так называемой нюрнбергской миниатюре, которую стали массово производить в Германии с конца первой половины ХIХ века. Родоначальником производства плоских фигур солдатиков из олова был нюрнбергский мастер Иохим Готфрид Хилперт, живший в ХVIII в. Он произвел прусское воинство Фридриха Великого, а фигурка самого Фридриха принесла ему дополнительную славу.

Немного истории

Сложно сказать, почему в СССР именно плоская форма приобрела популярность, а позднее, в период, когда в соседних европейских странах активно производились объемные фигуры, у нас делался упор именно на плоских.

Думаю, здесь объяснение простое: первое — это экономия на производстве, второе — инертность в производстве игрушки, третье — советские солдатики 50-60 гг. ХХ в. берут свое начало от солдатиков 30-40 годов производства частных кооперативов, и все они тоже были плоскими. Можно даже наблюдать эволюцию некоторых фигурок от кооперативных 40-х до массовых 70-х, они практически не изменились. Наработанные формы давали возможность производить много, давать «вал» без работы над качеством.

С началом внедрения в производстве игрушек пластмассы в 50-60-х годах ХХ в. и в Советском Союзе перешли к производству солдатиков из пластмассы, тем более что это удешевляло его стоимость и давало возможность делать большие объемы.

Если говорить о древнерусском игрушечном воинстве, то меня всегда удивляла их эстетика: достаточно странные позы богатырей, которые трудно было использовать в сражении. Один, например, из дружинников держит меч только с гардой и за гарду, без рукояти.

Можно предположить, что скульпторы, работавшие в этот период, находились под серьезным воздействием работ художников «русского модерна» В. М. Васнецова и И. Я. Билибина, авторов разных, но много изображавших древнерусских воинов в стиле модерна. Модный в этот период И. С. Глазунов, также писавший Русь, оригинальностью в изображении воинов не отличался. Все тот же тип во внешнем виде и вооружении, от Х до ХVII века, под общим наименованием «древнерусского воина». Наверное, поэтому в миниатюрах больше присутствовало экспрессии, движения, можно сказать, былинности, но мало реалистичности.

Но конец 70-х — начало 80-х были временем изменений, в ГДР и Польше производились объемные солдатики, в это же время стал выпускать объемные солдатики Донецкий завод игрушек, детям уже было с чем сравнивать.

Я уже писал в статье, посвящённой солдатикам-викингам, о том, что сегодня есть мнение, что нам не надо было закупать пресс-формы компании «Марс» (США) для донецкого завода, а создавать свои: брать не викингов и индейцев, а из своей истории. Это, конечно, было бы правильно, но доподлинно известно, что данное решение (о покупке американских форм) было обосновано экономией средств при собственной разработке.

Одновременно шел спор о том, нужна нам военная игрушка в целом или не нужна: если руководство партии считало, что нашему мирному обществу солдатики не нужны, то ВЛКСМ считал, что такая игрушка воспитывает будущих воинов и она необходима.

Богатыри в СССР

Итак, первым появился в самом конце 60-х годов набор «Русские воины», известный сегодня как «Донской поход». Около двадцати лет его выпускал завод «Прогресс», набор состоял из 8 пеших и 2 конных воинов, стоил он 45 копеек. Это безусловно, как теперь принято говорить, культовый набор, выпускавшийся миллионными тиражами и дублировавшийся другими фабриками игрушек (Саратовская фабрика игрушек делала солдатиков в голубом цвете). Именно об этом наборе со странной эстетикой я и писал выше.

Одновременно завод игрушек «Прогресс», который был создан в 1966 г. объединением двух заводов металлических игрушек, выпускал этих же русских воинов в металле (ЦАМ). Всадники стоили 25 коп., пешие воины стоили 15 коп. Они продавались отдельно в киосках «Союзпечати» и набором в магазинах игрушек.

Еще стоит вспомнить про аналогичных воинов, которые были произведены на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области. Это очень странные, малохудожественные фигурки, но из-за их «странности» и крайней редкости они очень популярны у коллекционеров.

Большим минусом всех этих наборов было отсутствие противников: с кем воевать?

Впрочем, такой же вопрос можно было адресовать всем наборам, посвященным нашей армии, за редким исключением.

Но вот другой массовый набор, который был у каждого мальчишки, исправил эту ошибку. Это «Ледовое сражение» (или «Ледовое побоище») стоимостью 1 руб. 10 копеек. Количество воинов — 20: 10 русских и 10 немецких рыцарей, в каждом отряде 3 всадника и 7 пеших. Русские были красными или малиновыми, немцы – зелеными. Позднее коричневыми и серыми.

Если снаряжение древнерусских солдатиков отдаленно напоминало воинов и дружинников ХIII века (чего стоят только «зерцала» на груди у пехотинцев и у Александра Невского), то «рыцари», за исключением одной фигуры, восходили к концу ХIV века и выше. Культовый фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», которой постоянно, на радость мальчишкам, демонстрировался по телевидению в это время, способствовал настоящим правильным сражениям «наших» с рыцарями. Миф, который невольно пропагандировали фильм и солдатики, показывая воинов Ордена эдакими бронированными машинами, живуч и сегодня, хотя появился новый миф: теперь говорят о более тяжелом вооружении русских по сравнению с немцами.

Дешевизна этих наборов давала возможность «реконструировать» битву на Чудском озере, схему которой благодаря учебнику истории 4 класса и замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Васильевича Митяева знал любой мальчишка.

Читать еще:  Характеристика и установка анкерных болтов в стену, способы

В 70-е годы ХХ века древнерусских воинов и их противников выпустила Астрецовская фабрика металлической игрушки, расположенная в Дмитровском районе Московской области. Астрецово – историческое место производства русской жестяной игрушки с середины ХIХ века до 1990 г. Очень жаль, что такая замечательная традиция по производству жестяной игрушки погибла, совсем недавно, будучи в Мадриде, увидел магазин жестяной современной игрушки испанского производства: замечательные заводные мотоциклы, машинки, поезда и клоуны.

На астрецовской фабрике набор воинов изготовлялся из сплава ЦАМа, с конца 80-х без чернения. В набор входило 8 всадников: четыре русских и четыре их противника. Продавались они в коробке и размещались на пластмассовой подставке. Скульптор этих фигур был Б. Д. Савельев. Его сын, Д. Б. Савельев продолжил эту серию, сделав 16 пеших воинов. Солдатики были крайне хрупкими, особенно пехотинцы, вероятно, поэтому были выпущены те же фигурки в пластике, но только конные. Удивительно, как контрольные органы пропустили такие хрупкие изделия, ломавшиеся буквально в руках. Естественно, пластмассовые были резко более устойчивыми и неломкими.

В это же время в Ленинграде на Ленинградском карбюраторном заводе (ЛКЗ) выпускался набор «Ледовое побоище».

Набор состоял из 14 воинов-противников: шесть пеших и восемь всадников, рыцари «закованы» в броню приблизительно ХIV века. У коней для поддержки фигур сделаны огромные хвосты. Использование таких элементов придавало нереальность, сказочность таким солдатикам. Фигуры располагались на пластиковой высокой подставке, закрытой прозрачной крышкой.

Сложные и мелкие элементы солдатиков быстро ломались, поэтому, несмотря на большие объемы производства, до нашего времени сохранилось немного этих фигурок. Стоит добавить, что в Ленинграде они были у каждого мальчишки и их… правильно, активно громили с помощью кубиков. Поэтому в наши дни набор крайне популярен среди коллекционеров и стоимость его постоянно растет.

Автором фигурок был известный скульптор Л. В. Разумовский, создавший много игрушек.

Производство этого набора, правда, в пластмассе, было продолжено в начале ХХI в. на Украине — в Луганске компанией «Альпанус». Фигурки были чуть меньше, чем в ленинградском наборе. Изготовлялись они из разноцветной пластмассы и, в отличие от своих металлических старших собратьев, они неломкие.

Л. В. Разумовский был автором и другого набора, который успешно производится с 1987 г., по другой информации — с 1991 г., и выпускается до наших дней. Речь идет о наборе «Куликовская битва» (позднее — «Русь и Орда»). Набор производился в разноцветной пластмассе. Вначале он выпускался на Ленинградском карбюраторном заводе. Русичи были красного цвета, а ордынцы – синего.

Теперь можно встретить наборы разных расцветок. После ЛКЗ фигурки производили «Балтийская химическая компания» и «Пластмастер». Всего 14 фигурок, из них древнерусских воинов 5 конных и 2 пеших. Среди татар все конные, но одна фигура сдвоенная, рядом с всадником с арканом стоит лучник.

Это весьма хорошо сделанные миниатюры, более-менее отражающие реалии, как раз ХIV в.

Ниже я привожу фото раскрашенного варианта «Куликовской битвы», стоит сказать, что среди коллекционеров солдатиков раскрашивать фигуры не принято, они должны сохраняться в первозданном виде.

Кроме советских плоских воинов, стоит отметить, что в ПНР кооперативами выпускались, помимо всего прочего, солдатики на тему ранней истории Польши, внешне они очень походили на древнерусское воинство, судите сами:

А вот в 80-х годах объединение «Прогресс» выпустило первых объемных древнерусских воинов, и безусловной новацией был тот факт, что воины имели съемное оружие, то есть в игре можно было менять у воинов мечи, копья, топоры и булавы. Выпуск «Русской дружины» в масштабе 60 мм, да еще и объемными, был шагом вперед, но все это происходило уже на исходе интереса детей к такой игрушке.

Богатыри наших дней

В 90-е годы интерес к солдатикам упал совсем, тем более что стала совершенно неактуальной тема древней военной истории. Хотя, например, ДЗИ выпускал свои наборы до самого начала ХХI века. В этот период появилась компания «Технолог» в городе Геленджике (1987 г.), она выпускает недорогих солдатиков для настольных игр и раскрашивания в размерах 40-54 мм. В её линейке «Артмастер» есть русичи и варяги.

В перестройку активно стало развиваться направление военно-исторической миниатюры из металла (ВИМ). И лишь в начале «нулевых» силами энтузиастов-коллекционеров советских солдатиков была осуществлена попытка развивать прерванный в конце 80-х процесс. Желание придать ему массовость не увенчалась успехом: дети играли в другие игры, и так же, как и в случае с солдатиками в 60-е годы, кинематограф играл значительную роль в продвижении игрушки. А героями были уже не богатыри и викинги, пираты или ковбои. Интересно, что компания Lego в 2004 г., находясь на стадии банкротства, стала активно использовать сериалы для продвижения своих игрушек, этим и спасла ситуацию.

В том же году в Москве коллекционером солдатиков Тимуром Замиловым была создана фирма «Ура», которая выпустила ассортимент солдатиков из ЦАМа, превышающий весь советский. Среди них был и набор, посвящённый битве на Чудском озере.

Это были плоские, хорошо раскрашенные воины, выполненные в нарочито игрушечном стиле. Набор продавался в красивой подарочной упаковке.

Не хотели отставать от Москвы и питерские компании, также создавшие плоских солдатиков из металла на темы знаменитых сражений Александра Невского. Компания «Солдатики на все времена» выпустила набор плоских противников в Ледовом побоище из белого ЦАМа, в 2019 г. они сделали эти же фигурки в разноцветном пластике.

А компания «Солдатики Публия» вначале создала набор из всадников и пехоты по мотивам битвы на Чудском озере, затем магистра и Александра Невского в металле, после чего пеших воинов на тему битвы на Неве, вначале в ЦАМе, а позднее в пластике.

Следующим их этапом был выпуск объемных фигурок в масштабе 60 мм на тему Грюнвальдской и Куликовской битвы, и, конечно же, на тему сражения на льду Чудского озера. Стоит отметить, что Грюнвальдская битва была сделана впервые в России, до это её делали только в Польше.

При разработке мастер-моделей компания опирается на научно-популярные реконструкторские работы, что придает особую достоверность её фигуркам.

Компания «Инженер Басевич» выпустила набор объемных солдатиков «Древние славяне» в масштабе 54 мм. А в 2018 г. компания выпустила великолепный набор №23 пеших «Кочевников», где есть хазары, печенеги и половцы. У компании традиционно очень высокая детализация и проработка.

Совсем недавно появившаяся компания «Воины и битвы» активно развивает тему игрового плоского солдатика. Она сделала в рамках серии «Киевская Русь. Друзья и враги» всадников, пехоту, волхвов, дружину Древней Руси, а также их противников, половцев.

В заключение хочу сказать, что солдатики – это все-таки прежде всего игрушка, поэтому не стоит судить о них очень строго, с высот наших исторических знаний. Скажу более, часто дорогой и отрисованный профессиональными художниками ВИМ тоже не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической реконструкции. Другое дело, стоит ли такая задача перед авторами?

И последнее. Сегодня объемные пластмассовые солдатики достигают высокой степени детализации и исторической достоверности.

На этом я заканчиваю обзор солдатиков – воинов Древней Руси.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector