Обзор бесплатных курсов и самоучителей по художественной ковке
Обзор бесплатных курсов и самоучителей по художественной ковке
Художественная ковка – это старинное искусство, отличающиеся своей популярностью и по сегодняшний день. С ее помощью создаются различные металлические шедевры, ведь фантазия и мастерство кузнеца могут помочь сотворить поистине произведения искусства.
Декоративную художественную ковку металла можно увидеть практически везде – на мебели, решетках для окон, дверях, крыльце. Такие предметы многими используются для улучшения внешнего вида и безопасности, а эстетика кованых предметов эффектно дополняет дизайн частных домов, садов, создавая атмосферу уюта.
Вы можете все сотворить самостоятельно, прикупив все необходимые материалы, инструменты, и просмотрев небольшой обзор по ковке.
Кованые ворота – отличное украшения для входа в ваше частное жильё.
- Самостоятельное обучение
- Обзор курсов
- Книги по художественной ковке
- Книга-самоучитель по горячей ковке
- Рекомендации к прочтению
- Видеозаписи – путь к освоению ремесла
- Рекомендованные к просмотру ролики
История художественной ковки
История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.
Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.
Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность
Как создаются произведения искусства — материалы и технологии работ
Для ковки используются цветные металлы (медь и латунь) и стали различных марок. Все материалы отличаются физико-механическими свойствами. Наибольшее распространение получила сталь — сплав железа и углерода. Процентное содержание последнего позволяет ее классифицировать на низко-, средне- и высокоуглеродистую. Чем выше содержание углерода в сплаве, тем лучше закаливаемость, но хуже ковкость и теплопроводные свойства.
Правильный выбор материалов для будущего изделия гарантирует его высокие потребительские свойства. Профессиональный мастер к подбору металла и составлению композиции подходит осознанно. Для каждого материала существуют свои температурные режимы нагрева, закалки, нормализации, которые учитываются в каждом случае.
Совместно с подбором металла выбирается технология изготовления конструктивных элементов и их сборка. Основными операциями при кузнечных работах являются разрубка, оттяжка, раскатка, просечка, гибка, скручивание и т.д. Последовательность выполнения каждого этапа определяется конструкцией, типом и количеством декоративных элементов.
Для соединения кованых деталей в единое художественное изделие используются разъемные и неразъемные соединения. К последним относится пайка, клепка, кузнечная, электродуговая и полуавтоматическая сварка. Хомуты и скобы – это дополнительные элементы крепления, которые несут в себе и декоративную функцию, поэтому к их внешнему виду предъявляются повышенные требования. При выборе способа соединения мастер ориентируется на собственное художественное видение внешнего облика кованого изделия в конечном варианте.
Скрыть неизбежные стыки и пересечения металлических элементов можно с помощью декоративных элементов. Стилизованные цветы, розетки, гравированные или обрамленные орнаментом накладные детали, достойно украсят любую вещь.
В зависимости от выбранной технологии используется множество инструментов и оснасток. В горне кузнец нагревает металл, клещами переносит раскаленную поковку на наковальню, а тисками зажимает ее. Нужная форма придается с помощью ударного ручного инструмента — молотов, кувалд, ручников.
Научно-технический прогресс прикоснулся и к кузнечному ремеслу. Пневмомолот с успехом заменил молотобойца, процесс рубки заготовок стал значительно легче и продуктивнее с применением болгарок и т.д. Несмотря на некоторую автоматизацию кузнечных операций, каждая деталь все равно проходит через мастера, неся в себе теплоту его рук и неповторимую энергетику.
Процесс ковки
Прежде чем планировать изготовление вещей, стоит рассчитывать на то, что при обжимке заготовка потеряет часть своего объема в виде окалины. Она образовывается на поверхности болванки, откуда ее удаляют, используя инструменты: клещи и щетки.
Когда обжимка проведена, переходят к собственно поковке изделия. При этом используют различные приемы для получения нужной формы.
Чтобы на поверхности образовались утолщения, используют способ местной осадки. Также этот прием используют, если нужно уменьшить длину заготовки и сделать ее более толстой. Для этого мастер наносит удары сверху заготовки, расположенной в вертикальной плоскости. При этом металл будет деформироваться и утолщаться. Удобно делать полную обсадку, зажав разогретую заготовку в тисках, но нужно спешить, иначе металл будет очень быстро остывать от холодного приспособления для зажима.
После осадки опять нужно сделать обжимку, чтобы придать структуре однородность!
Одна из разновидностей осадки — высадка. Ее используют, когда нужно получить на поверхности изделия утолщения. Для этого нагрев заготовки делают только в месте высадки.
Если нужно, наоборот, удлинить заготовку, проводят так называемую протяжку. Используют три способа, которыми можно сделать этот прием. Наиболее простой — протяжка на плоских бойках. Для этого заготовку разогревают. Далее, ее проходят молотом по всей длине и, переворачивая на 90 градусов, делают ту же работу. Прием стараются проводить за один разогрев. Довольно часто используют такой подвид протяжки, как расплющивание по всей длине. Основные инструменты при этом молот или кувалда.
Иногда при ковке в домашних условиях нужно сделать в изделии сквозное или глухое отверстие. В таком случае используют прием прошивки. В качестве основного приспособления выступают пробойники различного сечения. При этом заготовку разогревают и укладывают на наковальню сверху круглого отверстия. Установив пробойник, по нему наносят удары. Прошивку можно делать как с одной стороны, так и с обеих.
Для разделения заготовки или изделия на части используют способ рубки. Нагревают металл до темно-красного цвета и, уложив его на наковальню, кузнечным зубилом рубят три четвертых его толщины. После чего поковку переворачивают и дорубают остаток, используя те же инструменты.
Также довольно часто в кузнечном деле использую способ гибки заготовок. Простые формы получают, используя в качестве основного приспособления наковальню с отверстиями. Более сложные кованые элементы формируют, изгибая заготовки на различных шаблонах.
Еще один прием, часто использующийся в художественной ковке — скручивание. Заготовку при этом разогревают и жестко фиксируют в тисках, другой конец проворачивают, используя как основное оборудование вороток.
Когда изделие готово нужно стабилизировать металл.
На пути к результату
Шаг 1 — нагрев металлического сырья
Заготовки для ковки нагревают в горне с электровентилятором. В качестве топлива используют уголь или кокс. Кузнецы поддерживают в горне оптимальную высоту и чистоту пламени.
Температура нагрева зависит от вида металла:
- от +800 до +1500 °C — для тяжелых сплавов чугуна, титана, стали, цинка, олова;
- от +420 до +480 °C — для легких металлов: алюминия, магния.
Заготовку укладывают в горн под слой углей, где поддерживается максимальная температура. Материал должен прогреваться постепенно, но не перегреваться, чтобы металл не портился. Например, перегретая сталь разрушается, трескается во время ковки. Поэтому перегретые части заготовок обычно отрубают.
Оптимальная температура для ковки +800–900 °C. Ковать при меньших температурах нельзя, так как деталь утратит пластичность, начнет разрушаться. Для повышения ковкости материалов выполняют отжиг.
Шаг 2 — увеличение толщины металла и высадка
После нагрева кузнец утолщает нужные части заготовки с помощью молотка. Обычно утолщают края, сердцевину. Данная операция часто применяется при изготовлении тонких декоративных элементов.
Высадка — это формирование утолщений на концах деталей. Для этого нужный участок утолщают кувалдой на наковальне. Длинные участки обрабатывают вместе с напарником. Разновидностью данной операции является изготовление костылей.
Шаг 3 — протяжка или вытяжка
Протяжка — это увеличение длины нагретой детали. Если работа выполняется в одиночку, мастер кладет заготовку на край наковальни под углом 45°, бьет ручником по противоположной грани. Если работа выполняется двумя мастерами, один кузнец держит деталь на плоскости наковальни, второй бьет молотком.
Операция позволяет раздвинуть часть объекта, сформировать стебли, каркас, лианы и другие элементы. Затем части композиции выравнивают до заданного размера. Охлажденную поверхность разглаживают гладилкой.
Шаг 4 — гибка металла
В художественной ковке есть два вида операции гибка: на угол и по радиусу.
- При выполнении гибки на угол деталь кладут на острый край наковальни, затем ударами ручника гнут до образования заданного угла. Толстые куски кузнец обрабатывает вдвоем с напарником, придерживая кувалдой.
- Для сгибания по радиусу используют круглый рог наковальни и рычаг. Меняя расстояние от рога, мастер регулирует радиус. Мягкий металл выгибается по радиусу без предварительного нагрева в горне.
Шаг 5 — Пробивка и рубка
Операция пробивания позволяет создавать пространственные участки для декоративных элементов, отверстия для фиксации, продевания стержней. Работу выполняют бородками различного диаметра и формы. В художественной ковке используют бородки малого диаметра. Затем прорубленное отверстие увеличивают бочкообразной оправкой. Для пробивки квадратных тоннелей берут четырехгранный пирамидальный бородок. Отверстия под стержни изготавливают зубилом, оформляют оправками.
Рубка — это отделение лишней части заготовки. Тонкие металлические элементы отрубают на подсечке, помещенной в проем наковальни. Для рубки толстых заготовок применяют зубило.
Шаг 6 — скручивание и торсирование
С помощью этой операции получают популярные украшения — граненые стержни, скрученные в спираль. Детали до 20 мм поддаются скручиванию без нагрева. Для этого применяют специальные тиски, 2-х плечный и 4-х плечный ворот. Торсированные стержни отличаются тем, что на них оставляют глубокие бороздки, затем скручивают. Плоские стержни после скручивания выглядят не менее эффектно, если хорошо украшены.
Шаг 7 — скругление граней и оформление уступов
Элементы из металла скругляют на плоской стороне наковальни равномерными ударами кувалды. Например, квадратное сечение перековывают в восьмигранное. После получения правильного восьмигранника округление завершают частыми ударами с контовкой. Для завершающей обработки поверхности применяют вырезную обжимку, специальный молоток.
Оформление уступов — это создание на конце поковки участка с другим сечением. Операцию выполняют на острой стороне наковальни. Уступ формируют ударами кувалды. Односторонние уступы можно создавать в одиночку, двусторонние — только с помощником.
Шаг 8 — создание декоративных элементов
Кузнецы создают множество декоративных элементов: от классических узоров до современных оригинальных композиций.
В художественной ковке распространены такие формы украшений, как:
- шишки — украшения стержней, концевые части выступов на решетках, они могут быть простыми, многогранными, рассеченными;
- спирали — рисунки из множества окружностей, уменьшающиеся к основанию;
- двойные спирали — сложные конструкции из двухсторонних спиралей, так называемый орнамент «китайский фонарик»;
- волюты — завитки или спиральные фигуры капителей ионических колонн, могут иметь одностороннюю, двустороннюю форму, с обратной закруткой, с разветвлением от прутка;
- свернутые кольца, овалы, восьмерки — закругленные элементы различных диаметров, изготавливаемые на устройствах для свертки, шаблонах или вручную;
- пересечения внахлест — пересекающиеся фигуры из прутков для решеток, дверей;
- узоры из рассечений — части композиции, полученные из одного куска материала, например, отсекаемые ветви разной толщины, прямые, скругленные ветви;
- скобы — элементы, соединяющие две самостоятельные детали;
- крутень — часть стержня, которая закручивается в одном и том же направлении.
Шаг 9 — создание рельефов, рисунков
На заключительной стадии работ кузнец обогащает фактуру изделия рисунками, надписями, рельефами. Рисунки в виде насечек, штрихов и других сложных узоров наносят на поверхности с помощью зубила. Рельефы набивают молотком или подбойником. Рельефы могут выглядеть как канавки, выступы, углубления, например прожилки на листьях.
Используя технику декоративной ковки, кузнецы создают интерьерную мебель, мебельные гарнитуры, оригинальные предметы быта, аксессуары для интерьера. Популярностью пользуются кованые заборы, мостики, беседки, качели, арки, перголы, дачные мангалы, осветительные приборы, клетки для птиц и животных.
Видео описание
В этом видео показано самодельное приспособление для сгибания прута:
Другое дело, если использовать инструментальную или конструкционную сталь. Здесь срок службы будет в 4-5 раз дольше, а узоры из профильной трубы будут получаться с идеальными формами.
Во многих приспособлениях применяются пуансоны одинаковой формы, но разных размеров. Но создавать для каждого типоразмера проката свой станок неоправданно дорого. А вот предусмотреть в гнутике, или станке для улитки сменные пуансоны вполне возможно, да и обойдётся такой вариант дешевле.
Ковка из профильной трубы, квадрат и прут требует больших усилий для придания заготовке нужной формы. Электропривод в таком случае мог бы существенно облегчить работу. В домашнем варианте мини кузницы, вместо электропривода можно использовать шестерёнчатый редуктор.
Виды станков и оборудования для ковки
Принцип обработки металла с помощью различных станков и другого оборудования, совсем не изменились. Можно в своей мастерской используя различные эскизы, оформить интерьер или экстерьер своего дома. Для самостоятельной художественной ковки металлических изделий используют:
Индукционные системы нагрева
Муфельные печи и системы индукционного нагрева для придания нужной температуры небольшим заготовкам. Их использование очень экономно и безопасно.
Станки для холодной ковки
Чтобы изменить форму трубы, профиля или прута с помощью механического воздействия используют кузнечные станки. Они подразделяются на:
- Улитки – формируют спирали из прутковых заготовок и завитки на их концах.
- Торсионы (твистеры) – продольно скручивают одну или сразу несколько заготовок.
- Гнутки – изгибают заготовку в нужных направлениях по радиусу необходимого размера.
- Волны – позволяют придать волнообразный изгиб заготовке. Приспособление позволяет задавать нужный шаг и высоту волны.
Выполненная своими руками художественная ковка металла холодным способом – это возможность оригинально украсить элементы решёток, калитки, ворота, придав им индивидуальность и респектабельный внешний вид.
Что нужно иметь из оборудования для создания изделий из холодной ковки
Следует обратить внимание, на то, что если вы решили купить оборудование на рынке, то цена на него будет немного завышена, но для начала Вам понадобится всего лишь 1-3 станка. Если оборудование будет более универсальное и иметь большой набор функций, то оно станет чаще выходить из строя и изготавливать не совсем качественную продукцию, поэтому лучше приобрести узконаправленные устройства. Со временем Вы и сами сможете отлично разбираться в работе подручных приборов, ремонтировать их или настраивать. Также можно изготовить и самодельные приспособления для холодной ковки.
Весь необходимый набор инструментов для холодной ковки состоит из сварочного аппарата, краски и 6 оснасток: гнутик, фонарик, улитка, объемная, волна, твистер. Такое ручное оборудование позволяет производить до 12 м² изделия за 1 день. Ручные приспособления отличаются большой прочностью и эффективной производительностью. Благодаря им можно выполнять как объемные, так и плоские узоры холодной ковки. Позволяют заниматься с площадью 12-14 мм и длиной до 4-6 мм.
А теперь, давайте рассмотрим подробнее приспособы для холодной ковки которую вы делаете своими руками и их специальные возможности.
- Гнутик для холодной ковки. С помощью него мастер может выгибать металлический прут под заданный угол, создавая также полукруг необходимого диаметра.
- Фонарик помогает придать форму “фонаря”.
- Такое оборудование как, холодная ковка улитка разрешает приводить металлический прут во множество завитых изгибов, которые могут выглядеть в виде спиралей различных размеров.
- Объемная предназначена для выполнения объемных изделий.
- С помощью волны легко загнуть прут в волнообразную фигуру.
- Твистер закручивает металлический прут относительно параллельной прямой.
Отделка, нанесение изображения, набивка фактуры
Художественная ковка подразумевает обязательное наличие отделки изделия, нанесения орнамента и набивки фактуры.
Отделка или выглаживание может иметь место только тогда, когда работы по ковке основной формы заготовки уже завершены. Отделка необходима, чтобы придать изделию законченный вид. Технология ковки такова, что после молотка на поверхности металла всегда остается определенная волнистость. Помимо этого заготовка может выглядеть неряшливо. Отделка осуществляется посредством гладилок разнообразной формы.
Операцию следует осуществлять при темно-красном нагреве металла, передвигая гладилку по заготовке и нанося по ней удары кувалдой.
Далее следует нанесение орнамента или изображения. Используя зубило, при низкой или высокой температуре на полотно изделия можно нанести насечки, узоры, штрихи. Рисунок наносится на относительно плоские поверхности поковки.
Завершающим этапом художественной поковки выступает набивка фактуры. Технология набивки подразумевает использование специальных пуансонов или подбоек.