Песчаный асфальтобетон: типы, свойства и области применения - Домашний уют - журнал
Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики и типы асфальтобетонных смесей

Характеристики и типы асфальтобетонных смесей

Для строительства и ремонта всех дорожных покрытий используется асфальтобетонная смесь. Техническая характеристика материала позволяет обеспечить гладкость и необходимую шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Дорожно-строительный материал изготавливается в соответствии с установленными нормами государственных стандартов, которые прописаны по ГОСТу 9128—2013.

  1. Виды и типы: технические характеристики
  2. Классификация асфальтобетонной смеси
  3. Какие есть марки составов?
  4. Состав асфальтобетона
  5. Технические требования к смеси
  6. Где и как применяется?
  7. Расход материала: расчеты
  8. Укладка: технология проведения

Основные типы

Согласно ГОСТ 9128-2013, асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей (каменного материала) разделяются на:

  • щебёночные;
  • гравийные;
  • песчаные.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

  • горячие (вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 120 °С;
  • холодные (жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 5 °С.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон в зависимости от наибольшего размера минеральных зёрен (щебень, гравий, песок) делят на:

  • крупнозернистые (размер зёрен до 40 мм);
  • мелкозернистые (размер зёрен до 20 мм);
  • песчаные (размер зёрен до 16 мм).

Смеси холодные делятся на мелкозернистые и песчаные.

Асфальтобетоны из горячих смесей по величине остаточной пористости (выраженному в процентах к объёму количеству пор в покрытии после уплотнения) делятся на следующие виды:

  • высокоплотные (остаточная пористость от 1,0 до 2,5 %);
  • плотные (остаточная пористость от 2,5 до 5,0 %);
  • пористые (остаточная пористость от 5,0 до 10,0 %);
  • высокопористые (остаточная пористость свыше 10,0%).

Покрытия из холодных смесей должны иметь остаточную пористость от 6,0 до 10,0 %.

Горячие смеси, щебёночные и гравийные, и плотные асфальтобетоны по содержанию в них щебня (гравия) делятся на типы:

  • А (содержание щебня (гравия) от 50 до 60 %);
  • Б (содержание щебня (гравия) от 40 до 50 %);
  • В (содержание щебня (гравия) от 30 до 40 %).

Холодные щебёночные и гравийные смеси и соответствующие асфальтобетоны по содержанию щебня (гравия) делятся на типы Бх и Вх.

Смеси песчаные, горячие и холодные, и соответствующие асфальтобетоны по виду песка делятся на следующие типы:

  • Г и Гх — приготовленные на песках из отсевов дробления (остаточный материал, получаемый в результате дробления и фракционирования горных пород) или на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе;
  • Д и Дх — приготовленные на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе.

В зависимости от применяемых материалов и физико-механических показателей асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны подразделяются на следующие марки:

  • горячие высокоплотные — МI;
  • плотные типов:
    • А — МI, МII; МIII;
    • Б, Г — МI, МII, МIII;
    • В, Д — МII, МIII;
  • пористые — МI, МII;
  • высокопористые щебёночные — МI, МII;
  • высокопористые песчаные — МII;
  • холодные типов:
    • Бх, Вх — МI, МII;
    • Гх — МI, МII;
    • Дх — МII;
  • высокопористые щебёночные — МI.

Применение

Асфальтобетонные смеси применяют для создания твердого покрытия пешеходных зон, автомобильных дорог, рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос аэродромов, различных площадок и иных поверхностей. Часто жидкая асфальтовая смесь применяется в ямочном ремонте. Она не требует уплотнения и выравнивания после укладки, дает возможность точно совместить поверхности покрытия старого и свежеуложенного, быстро застывает, позволяя через минимальный промежуток времени открывать движение.

Читать еще:  Можно ли класть тротуарную плитку на старый асфальт?

Для покрытий тротуаров, декорирования пешеходных дорожек, разделительных полос, выделения определенных участков дорожного полотна используют цветной материал. Нужного эффекта удается достичь за счет рифления, тиснения, а также добавления в состав разноцветных минералов (песок из гранита, мрамора, цветной камень, пигменты).

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

  • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
  • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
  • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Типы используемого асфальтобетона

Основные свойства асфальтобетонного покрытия зависят как от объема наполнителя, так и от его характеристик. В состав первых трех типов входят щебень, а так же гравий. Остальные два типа имеют в составе большое количество песка.

Читать еще:  Туфля для заливки бетона – предназначение и главные особенности

Существует следующее разделение асфальтобетона по типам:

  • Тип А — 55 — 65 % камня в составе покрытия. Смеси типа А используется только в горячем виде. Отличаются только зернистостью.
  • Тип Б — содержится 45 — 55 % камня. Смесь может использоваться как в горячем, так и в холодном виде. В обозначении данного типа используется буква «х», что означает использование смеси в холодном виде.
  • Тип В — процент камня варьируется от 35 до 45. Покрытие производится как на холодной, так и на горячей смеси.
  • Тип Г — в процессе изготовления в состав входит только песок, добывающийся с помощью отсева, в результате дробления горных пород. Материал достаточно износостойкий.
  • Тип Д— смесь для данного покрытия получатся путем дробления пород.

Все асфальтобетонные покрытия отличаются в стоимости и имеют разные сферы применения, в зависимости от типа, марки, и характеристик используемого материала.

Состав асфальтобетона

В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.

  • битум – 2,5-9 %;
  • минеральные порошки;
  • каменные материалы – необязательные компоненты, хотя большинство АБ производится на базе щебня и гравия;
  • модифицирующие добавки разного функционального назначения – для улучшения звукоизоляционных параметров, увеличения шероховатости и сцепления автопокрышек с дорожным покрытием.

Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.

Размеры зерен минеральной составляющей

Важно не только происхождение каменной составляющей и ее физико-химические показатели, но также имеют важное значение габариты и форма камней. Для получения требуемых размеров щебень и гравий подвергают дроблению, а песок сам по себе представляет собой мелкозернистую фракцию.

Крупнозернистый асфальтобетон

Крупнозернистыми называют асфальтобетоны, которые содержат гравий либо щебень с размерами зерен до 40 миллиметров. В отличие от мелкозернистого асфальта, эти частицы излишне крупные, чтобы создать высокую плотность, поэтому обязательной является добавка песка с минеральным порошком. Сорта крупнозернистого асфальтобетона используются при укладывании нижних прослоек дороги.

Мелкозернистый асфальтобетон

Если щебень и гравий, входящие в состав асфальтобетона, имеют размеры, не превышающие 20 миллиметров, он относится к разряду мелкозернистых. При этом аналогичный асфальт с использованием горного щебня более прочный, чем созданный на гравийной основе.

Из мелкозернистого асфальта делают наружные покрытия дорог – от улиц до автотрасс и аэродромов. Благодаря небольшому размеру зерен материал получается более плотным, но в нем способна накапливаться пластическая деформация, и на асфальте образуется колея. Эту проблему можно решить путем корректировки состава материала.

Песчаный асфальтобетон

Песчаный асфальтобетон имеет размеры зерен входящего в его состав минерала до 10 мм – это обычно природный песок либо отсев. Такой асфальтобетон не рассчитан на высокие нагрузки, поэтому применяется там, где на его поверхность нет больших нагрузок – при устройстве парковых дорожек и детских площадок.

Читать еще:  Формы для изготовления бетонных и железобетонных изделий

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

  • песчаные;
  • гравийные;
  • щебеночные.

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Использование асфальтового бетона в качестве декоративного материала

Преимуществом материала о котором идет речь в нашем обзоре, например, по сравнению с тем же асфальтом, является то, что его можно также использовать в качестве декоративного элемента при создании дорожных покрытий. Например, из него можно сделать покрытие на тротуаре, аллее, или прогулочной дорожки. При укладке дорожного полотна на проезжих частях дороги, из цветного асфальтового бетона делаются специальные обозначения для пешеходных дорожек. Также, благодаря применению этого материала, на проезжей части дороги можно сделать разделительные полосы или другие, необходимые для безопасного передвижения транспортных средств, разметки.

Декоративный асфальтобетон изготовляют благодаря методу теснения. Также его можно получить путем рифления или добавления в основной состав этого строительного материала разнообразных минеральных элементов, обладающих разнообразными цветовыми оттенками. Технологический процесс, позволяющий произвести окрашивание асфальтобетона, предусматривает дополнительное использование:

  • цветного щебня (размеры его фракции не должен превышать отметки в 5 мм);
  • специальных пигментов-колеров (крона, сурика);
  • специального песка, сделанного из таких минералов как гранит, клинкер или мрамора.Для производства литого асфальтового бетона, в котором присутствуют яркие тона, используется осветленный или, например синтетический битум. Нужно отметить, что использование такой технологии существенно повышает стоимость дорожного полотна. Поэтому она используется в очень редких случаях. Однако в качестве альтернативы применяется другой способ, позволяющий получить цветной асфальтобетон более низкой себестоимости. Вся суть этого способа заключается в том, что цветную крошку начинают втирать непосредственно в само покрытие в момент его укладки, а не добавляют его во время приготовления смеси асфальтобетона.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector