Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология укладки асфальта по ГОСТ и СНиП

Технология укладки асфальта по ГОСТ и СНиП

Асфальтирование – самый доступный и надежный способ создания дорожного полотна, и, вместе с тем, самый сложный. Технология укладки асфальта включает несколько этапов, каждый из которых требует соблюдения определенной последовательности и точности. 80% работ приходится на подготовку т.н. подушки – нижнего слоя лицевого полотна. В зависимости от того, насколько правильно она будет сделана по процедуре, толщине и наполнителям, зависит устойчивость полотна перед многотонными механическими нагрузками, климатическими осадками и замораживанием.

Известно, что далеко не все «дорожники» свято чтят ГОСТы и СНиПы, экономят на материалах, технике, времени выдержки каждого процесса, из-за чего асфальт рассыпается уже после первой зимы с хорошими морозами. Цель нашей статьи – рассказать, какие существуют современные технологии и как их правильно выполнять.

В холодное время года территория для укладки асфальта зачищается от подтаявшего снега и льда. Затем обрабатывается особыми реагентами.

Любые осадки в это время года снижают температуру укладочной смеси, поэтому толстые слои асфальта в это время класть не рекомендуется. Работы нужно проводить по всей ширине дорожного полотна и за один раз. В случае ливневых дождей класть асфальт категорически запрещено. При низких температурах можно ли класть асфальт в дождь? Можно. Но в смесь необходимо добавлять специальные технические усадки.

Причины разрушения асфальтового полотна

Класть дорогу в дождь можно, если выбрать один из двух указанных способов. Если полотно разрушается, причину нужно искать не в технологии асфальтирования, а в других факторах:

  • при асфальтировании в дождь между асфальтовыми слоями попала вода, которая вызвала разрушение;
  • рабочие добавили мало эмульсии;
  • нет нужного сцепления между щебенкой и старым покрытием из-за нарушения технологии кладки;
  • щебенка была заменена на битый кирпич, что приводит к проседанию, если проводить асфальтоукладку в дождь;
  • неправильный подсчет толщины или количества асфальтовых слоев.

Класть асфальтовое покрытие необходимо с соблюдением технологий независимо от погоды. Есть допустимый температурный режим и погодные условия для укладки асфальта, которые нельзя нарушать. Чтобы правильно заасфальтировать дорогу в дождь, необходимо соблюсти два условия:

  1. нельзя проводить укладку асфальта в лужи и при ливневых дождях;
  2. класть асфальтовую смесь нужно максимально быстро, чтобы вода не заполняла пустоты между слоями.

Несоблюдение норм и правил асфальтоукладки приводит к быстрому разрушению асфальтового полотна. Нормы и показатели укладки асфальта в дождь подробно расписаны в СНиП и ГОСТ.

Дорогам отмерено служить три года

С 2011 года в силу вступили новые правила, согласно которым, ремонт дорог должен проводиться не раз в семь лет, как это было раньше, а раз в три года. По мнению чиновников, из-за климатических условий дорога в России служит не более трёх лет.

Читать еще:  Как сделать облицовку лестницы ламинатом своими руками

В том же году столичные коммунальщики начали вести историю дорог. В документах прописывается, когда ремонтировался тот или иной километр магистрали. При обнаружении брака исправлять ошибки за свой счёт должны подрядчики, проводившие работы.

Холодный асфальт

Заместитель директора по строительству ЗАО «АБЗ–Дорстрой» Тамара Широкова также обращает внимание на то, что зимой возможен только аварийный ремонт дорог на локальном участке. «Для работы в зимних условиях рекомендуются холодные асфальтобетонные смеси, но они минимум в 1,5 раза дороже, чем горячие. Современные холодные смеси требуют специальной технологии для приготовления вяжущего (порошкообразное вещество для приготовления растворов, способное твердеть при затворении водой. — Ред.) и самой смеси», — отмечает она. Холодный асфальт состоит из битума, модификаторов и минеральных наполнителей. Он подходит для ремонта ям и трещин в дорожном полотне. Утрамбованная смесь набирает прочность под постоянным воздействием проезжающего транспорта. Представленные на рынке дорожного ремонта марки холодного асфальта могут использоваться при большом диапазоне температуры окружающей среды: от минус 10°С до плюс 40°С. По словам Тамары Широковой, холодный асфальтобетон применяется в городе и области достаточно часто из–за недоремонтов. При соблюдении технологии производства работ и малой интенсивности транспорта он может прослужить до 2 лет. «Но, как правило, работает только до начала летнего дорожного сезона, затем карту ремонта перекрывают горячим асфальтобетоном», — уточняет она.

/Купить фото

Нормативные документы

Соблюдение ГОСТа по проведению работ предусматривает следующие пункты:

  1. За асфальтную смесь отвечает положение ГОСТа 9238.
  2. Соблюдение температурного режима.
  3. Использование щебня определённой фракции. Нормы материалы указаны в ГОСТе 8267. Осадочные породы регулируются ГОСТом 8736.
  4. Требования по битуму приведены в статье ГОСТа 22245.

СНиП содержит информацию о нормах укладки асфальтного покрытия. Нормативный документ указывает температурный режим для проведения работ.

Укладка по СНиПу и ГОСТу

Согласно принятым ГОСТам, все асфальтоукладочные работы осуществляются с соблюдением таких требований:

  • смеси готовятся по ГОСТу 9128;
  • в зависимости от внешних условий используются горячие или холодные смеси (во время работ при температуре от +5 градусов и в диапазоне -25/+5 градусов);
  • для изготовления используется формула с использованием дизтоплива, щебня и битума в центральной части страны (учитывается стойкость к резким температурным перепадам).

Для производства применяются такие материалы, как щебень из горных пород (ГОСТ 8267), отсевы осадочных пород (ГОСТ 8736), битумы (ГОСТ 22245 предполагает использование вяжущих БНД 90/130 и 60/90). Кроме того, в работе следует учитывать СНиПы 3.06.03-85 об организации автодорог, 3.01.04-87 о приемке готовых объектов, ГОСТ 9128-97 (ТУ для асфальтобетонных, аэродромных, дорожных асфальтобетонных покрытий).

Укладка асфальта при отрицательных температурах также регламентируется определенными нормами и требованиями. Согласно СНиПу 3.06.03-85 готовить основание следует начинать в летнее время, непосредственно перед работами участок очищается от наледи и снежных масс. При работах, планируемых на сильнопучинистых грунтах, при промерзании слоев от 1,4 метров, укладку следует планировать до момента наступления устойчивых очень низких температур.

Все работы можно осуществлять только по земляному подготовленному полотну до наступления сильных холодов, исключая случая дорожного строительства в условиях вечной мерзлоты или осуществления двухстадийной технологии.

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Читать еще:  Строительство забора на даче из шлакоблоков

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например, попробуйте спросить любого человека, который сейчас находится рядом с вами – большинство с уверенностью ответят отрицательно.

Но так ли это на самом деле? Ведь мы нередко наблюдаем, как дорожные службы производят укладку асфальта в дождливую погоду. Может быть, они работают «спустя рукава»? Или же знают что-то такое, чего не знают обыватели?

Читать еще:  Строим экономичный и функциональный фундамент из труб

Что говорят нам СНиП и физика

Дойдя до раздела «Укладка асфальтобетонных смесей», мы сразу видим пункт 10.16., в котором черным по белому написано, что укладка асфальта должна проводиться в сухую погоду.

Дело в том, что если во внутренние слои полотна попадает влага, то происходит следующее: при понижении температуры вода начинает замерзать и превращаться в лед, который имеет совершенно иную структуру, нежели вода в жидком виде.

Если молекулы жидкой воды находятся довольно близко друг к другу, то кристаллическая структура льда имеет между молекулами пустоты. А это значит, что происходит расширение, причем довольно существенное, что приводит к появлению трещин в асфальте.

А при перепадах температур данный процесс приобретает циклический характер, все больше и больше расшатывая структуру дорожного полотна. Для наглядности, обратимся к плотности:

  • плотность воды – 1;
  • плотность льда с той же массой – 0,9;
  • разница – 10-11%.

Есть ли исключения из правил?

На этот счет Росавтодор дал свои рекомендации, так что для начала давайте обратимся к ним. В этих рекомендациях, которые носят официальный характер, указано, что укладку асфальтобетона можно производить и при осадках, но только если они низкой интенсивности. Если же уровень осадков достигает 5 мм, то они считаются обильными.

Однако стоит отметить, что данная рекомендация подходит не для всех видов асфальтобетона. Существует 3 основных типа асфальта:

  • горячий;
  • холодный;
  • литой.

Горячий асфальт, который обладает довольно высокими характеристиками прочности, как правило, используется для строительства дорог и капитального ремонта. Такой асфальт нельзя класть, если столбик термометра опускается ниже +5°C, а также при наличии осадков.

Холодный асфальт уступает горячему по своим эксплуатационным показателям, поэтому применяется для ямочного ремонта дорог, однако имеет и преимущество – его можно укладывать при более низких температурных показателях (до –20°C).

И, наконец, литой асфальт. Благодаря своей плотной структуре литая смесь имеет очень высокую сопротивляемость попаданию влаги, а значит – может использоваться и при небольших осадках (кроме ливня или очень интенсивного снегопада). Допустимая температура при укладке – не ниже +5°C, в экстренных случаях порог опускается до –10°C.

Также данная смесь имеет высокие эксплуатационные характеристики и не требует укатки, тоже благодаря своей структуре и консистенции. Единственный недостаток – относительно высокая стоимость, поэтому литой асфальт чаще всего используется для строительства дорог высокой категории, а также для ремонта.

Выводы

Несмотря на то, что в СНиП сказано, что укладывать асфальтобетон нужно только в сухую погоду, допускаются некоторые исключения. Если использовать определенные виды асфальта, то можно проводить строительство и во влажную погоду, но только при осадках низкой интенсивности. Также следует выполнять работы быстро, чтобы смесь не успела потерять свои свойства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector