Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гравировка на металле: нанесение и виды

Гравировка на металле: нанесение и виды

Сегодняшнее оборудование и техническое оснащение помогает создавать эстетичные и универсальные картины как собственными руками, так и при помощи специальных аппаратов. В статье разбираем, что такое гравировка по металлу, как и чем её делают, виды, техники и способы нанесения рисунков. Этот метод преображает повседневный предмет в эффектное и оригинальное творение, которое станет отличным подарком или памятной вещью.

Что необходимо для гравировки

Для ручной гравировки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Штихель.
  • Металлическая заготовка.
  • Тиски либо аналогичное приспособление для удержания заготовки в неподвижном состоянии.

Заготовка для нанесения рисунка может быть использована из любого металла, но для начинающих мастеров лучше использовать алюминий или медь.

Штихель представляет собой стержень длиной до 120 мм. Один конец этого инструмента срезан под углом и заточен, другой — установлен в ручку из дерева или пластмассы.

Штихель может быть разной формы, а также отличаться по ширине рабочей поверхности. При отсутствии данного инструмента его можно изготовить самостоятельно при наличии подходящих для этой цели материалов.

Самостоятельное изготовление штихеля

Для изготовления штихеля необходимо использовать инструментальную сталь. Отлично подходит для этой цели металл, который используется в рессорах и шарикоподшипниках. Можно для изготовления режущей поверхности, применить старые напильники и надфили, а также различные фрезы, которые необходимо разрезать на тонкие полосы.

Идеальным материалом для изготовления штихеля для гравировки является сталь марки Р18. Из старых кругов для циркулярных пил можно изготовить большое количество заготовок для производства штихелей в домашних условиях. Далее рабочая часть заготовки затачивается под углом, который позволит сделать на металлической поверхности выемку определённой ширины.

Ручка штихеля изготовляется из древесины твёрдых пород, и должна быть такой ширины, чтобы мастеру удобно было держать инструмент в руке. Рекомендуемая длина этой части штихеля обычно составляет 50 мм.

Ручка в форме гриба, является наиболее подходящей для изготовления этого инструмента, но можно поэкспериментировать и изготовить несколько различных вариантов, и уже в процессе работы выбрать наиболее подходящий вариант.

Подготовка заготовки

Прежде всего следует выбрать заготовку на которой и будет отображаться рисунок. Подобранное изделие должно быть без ржавчины и сколов. Для подготовки поверхности потребуется:

  • Наждачная бумага P400.
  • Паста ГОИ №1 или №2

Вначале заготовка полируется с помощью наждачной бумаги. Затем производится финишная полировка с помощью пасты ГОИ.

Чтобы исключить повреждение поверхности, при проведении полировочных работ пастой ГОИ, рекомендуется использовать данное средство только №1 или №2.

Также следует произвести, перед финишной полировкой этим средством, следующие действия:

  1. Подготовить фланелевую ткань и смочить её уайт-спиритом
  2. Насыпать на смоченную ткань пасту ГОИ.
  3. Протереть тканью ненужный участок металла для извлечения крупных кусочков, которые могут поцарапать поверхность.

После такой подготовки, равномерными круговыми движения производится полировка заготовки. После окончания полировочных мероприятий, металлический предмет необходимо ополоснуть в керосине и высушить при комнатной температуре.

Процесс нанесения гравировки на металл

Если гравировка металлической поверхности осуществляется впервые, то прежде чем приступить к нанесению основного рисунка, рекомендуется потренироваться на ненужном куске металла.

Идеальным вариантом для таких тренировок, является использование медной пластины. Кусок меди следует надёжно закрепить на деревянной доске с помощью саморезов с широкими шляпками. Когда заготовка будет закреплена, доску укладывают на стол, включают, при необходимости, дополнительное освещение, зажимают режущий инструмент в правой руке, и делают ровную насечку на металлической поверхности.

Чтобы при выполнении ровной линии рука не соскользнула, на поверхности металлической пластины большие пальцы левой и правой руки должны быть соединены и касаться пластины в месте выполнения рисунка. Указательный палец правой руки, в это время, ложится на резец инструмента, и полностью контролирует процесс нанесения линий. Рекомендуется вначале обучения сделать несколько прямых параллельных полос на заготовке. Когда ровные участки будут получаться хорошо, можно перейти к выполнению полукруглых линий.

Когда рука уже будет немного набита можно приступать к гравировке рисунка на заготовке. Для проведения данной работы металлический предмет также необходимо надёжно зафиксировать. Для этой цели следует изготовить приспособление аналогичное вышеописанному механизму фиксатора на саморезах.

Для гравировки простых фигур, инициалов и других несложных изображений, можно приступать сразу после закрепления металлического предмета. Если необходимо выполнить сложный рисунок, рекомендуется вначале перенести изображение на заготовку.

Перенос сложного изображения на металл

Оригинальный способ переноса изображения на металлическое основание осуществляется в такой последовательности:

  1. На поверхность обрабатываемого металла наносится лак.
  2. Мягким графитовым карандашом на плёнке из полиэстера рисуется изображение, которое будет выгравировано на заготовке.
  3. Рисунок накрывается скотчем, прижимается по всей площади к плёнке и аккуратно снимается с неё. При этом на липкой поверхности скотча останется изображение нарисованное ранее.
  4. Когда лак подсохнет, скотч прикрепляется на поверхность металла, проглаживается валиком или другим мягким предметом, а затем снимается.

После правильного выполнения описанных действий на изделии останется рисунок, по которому можно будет выполнить гравировку.

Другие способы гравировки

Кроме ручного способа гравировки в домашних условиях можно осуществить следующие методы рельефного изменения металлической поверхности:

  1. Химическая гравировка — метод легко выполнить дома даже при наличии обычной поваренной соли и зарядного устройства для телефона.
  2. Использование бормашины — способ отлично подходит для домашнего использования. Принцип удаления металла этим методом аналогичен ручной гравировке, но вместо штихеля используется бормашина или аналогичное приспособление с вращающимся тонким сверлом.
  3. Лазерная гравировка — является самым совершенным способом нанесения рисунка на металлическую поверхность, но оборудования для такого вида работ будет стоить слишком дорого. Применение данного метода гравировки оправдано только в том случае, когда увлечение по нанесению рисунков на металл становится профессией и приносит постоянный доход.
Читать еще:  Станок сверлильный Энкор Корвет-45 с тисками, Москва

Заключение

Как сделать гравировку на металле и какой осваивать метод для выполнения этого вида работ, каждый должен решать сам. Для начала рекомендуется приобрести профессиональный инструмент для ручной работы. Поработав некоторое время с ручным инструментом можно переходить к освоению оборудования, которое позволит значительно ускорить процесс выполнение гравировки.

Инструмент для гравировки по металлу рекомендуется приобретать только в специализированных магазинах. При самостоятельном изготовлении штихелей следует обращать внимание на режущую поверхность инструмента, которая должна быть идеально заточенной. Недостаточно острый со сбитыми углами штихель не позволит выполнить правильную выемку металла. При работе с инструментом также необходимо проявлять осторожность, иначе можно серьёзно пораниться. Если такая неприятность уже произошла, то следует дезинфицировать и перебинтовать рану.

Соблюдая меры предосторожности и пользуясь качественным инструментом можно создавать в домашних условиях настоящее шедевры ручной работы, которые можно использовать не только в личных целях, но реализовывать на специальных онлайн-аукционах по продаже вещей ручной работы.

Гравировки делают не только на оружии. Их делают на номерках в гардеробе, на собачьих ошейниках, на надгробных памятниках. А еще вспомните о фамильных гербах, дарственных надписях.

Мы предлагаем вам попробовать себя в искусстве электрохимической гравировки по металлу, так как для этого не требуется никаких химических реактивов и особых знаний по физике и химии. Готовый рисунок не смывается, его можно удалить только шлифовкой. Можно начать с ножа.

Материалы для гравировки

– кухонный нож (тесак);
– 1-й вариант: скотч и скальпель (или канцелярский нож),
– 2-й вариант: парафин (или воск) и обыкновенная игла;
– ватная палочка (или ватка, намотанная на гвоздь);
– 2 зажима «крокодил»;
– источник постоянного тока 5-12 вольт (годится зарядник для телефона);
– лампочка от фонарика;
– переменный резистор на 100 Ом;
– раствор соли: 1 чайная ложка в 50 г воды;
– провода.

Процедура гравировки

Очищаем и обезжириваем гравируемую поверхность спиртом или бензином, одеколоном и т. п.

Суть электрохимической гравировки на металле такова. Поверхность металла закрывается какой-либо пленкой с вырезанными на ней линиями небольшой ширины. Под действием электрохимии эти линии – открытые участки металлической поверхности – чернеют и образуют рисунок. Пусть нашим рисунком будет китайский иероглиф «мясо».

Подготовить его можно в одном из двух вариантов.

1) На поверхность ножа плотно наклеиваем скотч и на нем острым скальпелем (или канцелярским ножом) вырезаем наш иероглиф. Следим за тем, чтобы края скотча вдоль линий не отошли от поверхности ножа.

2) Покрываем поверхность ножа расплавленным парафином или воском и, когда покрытие застынет, обыкновенной иглой выцарапываем на покрытии наш рисунок.

Теперь собираем простенькую электрическую цепь: последовательно соединяем источник постоянного тока, лампочку от фонарика и переменный резистор. Эту схему можно собрать, например, в мыльнице. К двум концам электрической цепи подсоединяем зажимы «крокодил».

Перед гравировкой произведем еще и электрохимическую очистку открытых участков поверхности ножа. Для этого плюсовым «крокодилом» зажимаем нож, минусовым берем ватную палочку и макаем ее в соляной раствор. Включаем источник питания и медленно 2-3 раза проводим головкой ватной палочки по рисунку.

Наконец, приступаем к самой гравировке. Меняем полюса источника питания: нож зажимаем минусовым «крокодилом», а плюсовым берем новую чистую ватную палочку и макаем ее в тот же соляной раствор. Включаем питание и медленно проводим ватной палочкой по рисунку. Линии начинают быстро чернеть, на глазах образуя рисунок. Для верности ватной головкой проводим по рисунку 2-3 раза.

Всё, гравировка на стали закончена. Очищаем нож от покрывающей его пленки.

Это тоже вам может пригодиться:

♦ Как самостоятельно сделать нож в походе.

♦ Как сделать миниатюрный паяльник на 12 вольт

Теперь посмотрите это на видео:

Этот сайт читают уже более 950 человек!
Вы тоже можете получать новые материалы по почте:

а другой цвет кроме чорного можно сделать?

Здравствуйте а Вы не пробовали наносить рисунок при помощи лазерного принтера с помощью утюживания .

Спасибо за интересный способ гравировки! Нужно будет и самому попробовать сделать Вашим способом. Хорошо, когда к статье прилагается видеоматериал, так информация намного лучше усваивается. Поставлю вашу страничку в закладки, будет свободное время вернусь к изучению данного материала.

Это химическая реакция, и я думаю кроме чёрного никак не получится. Возможно, на другом металле будет другой цвет, но это маловероятно.

Можно этим способом сделать гравировку на флешке ? Скажи пожалуйста , спасибо заранее)))

Ника, если корпус флешки сделан из металла, то конечно, можно.
Но, перед началом эксперимента я бы посоветовал вам сделать резервную копию флешки, чтобы в крайнем случае не потерять ее содержимое.

Хороший способ. Вмпомнил школу))) только у меня цвета нету.

Как травить рисунок на металле в домашних условиях гальваническим способом

Рассмотрим именно этот процесс как наиболее популярный, дающий отличный результат, а также не очень затратный и доступный дома. Первое приятное отличие от химического метода – нет вредных паров. Раствор электролита зависит, в первую очередь, от протравленного материала:

Используемые химические элементы

Нашатырный спирт, сульфат железа

Медные сплавы (чистая медь, бронза, латунь)

Для того чтобы провести нанесение узора на металл своими руками, вам понадобится подготовить следующие материалы и оборудование:

Емкость, не проводящая ток, которая соответствует размерам обрабатываемой детали и немного превышает их.

Источник электричества на 5 вольт.

Катод – он должен быть изготовлен из такой же стали, что и заготовка.

Читать еще:  Как сделать простой пескоструйный аппарат своими руками

Подвесы из проволоки, на которые нужно будет подвешивать металлический элемент.

Штанги-проводники в количестве двух штук, которые превышают размеры ванны.

Теперь представляем алгоритм действий:

Подсоединяем первую штангу к источнику электроэнергии (отрицательный заряд), прикрепляем катод.

Вторую, соответственно, к положительному выводу, а также она будет служить опорой, на которой будет подвешено изделие (анод).

Затем подается напряжение. Когда оно включается, происходит электролитический перенос. Однако только с тех поверхностей, которые не были покрыты каким-либо защитным покрытием.

6 комментариев

Подскажите , пожалуйста , возможно ли протравить сталь на глубину до 1 мм и сколько для этого понадобится времени?

да возможно я протрпвил в загатовке для ножниц 2 отверстия сквозных

Конечно это возможно, а по времени определиться не сложно, время от времени проверяйте заготовку, а по достижению нужной глубины прекращайте травление.

На втором рисунке с описанием механической гравировки, гравировка выполнена не бормашинкой с фрезами а штихелем, этому надо учиться учиться и еще раз учиться. А бормашинкой можно только накарябать, хотя большинство подвальных «Ювелиров» так и делает. Небольшой совет для начинающих: травить большую глубину не нужно это создаст неровные края и ваш лак может местами не выдержать в итоге получите не ровный рисунок и кучу мелких точек там где не нужно. Если вам нужно сделать именно глубоко 0,2 мм и больше лучше воспользуйтесь фрезировкой (если есть такая возможность). Если вы решили начинать с бормашинки то сразу выкидывайте весь набор боров что шол к ней в комплект: 1 — они все кривые биение не даст вам нормально провести линии, 2 — они все толстые ни о какой маленькой надписи речь не может идти. Потому вам прямая дорога в ювелирный магазин за твердосплавными борами, они стоят в районе 50 — 100 р. за шт. нужно брать сферические самые маленькие 2 шт и пару чуть большего 1.мм размера.

Можно не в ювелирные. Твердосплавные боры отличных диаметров есть и в стоматологических магазинах. Там дешевле.

Урок №6. Брелок из природного камня

Другой вариант интересного подарка — самодельный сувенир из камня.

Шаг 1. Ищем материал. Для изготовления подойдет любой камень, который часто попадается на речке или на пляже. Хорошо, если камень уже имеет какую-то форму. Если нет, то обрабатываем его с помощью гравера и набора насадок.

Шаг 2. Поверхность камня необходимо слегка зашлифовать, это упростит дальнейшую работу. Для этого берем насадку с алмазным диском и проходим по всей поверхности камня.

Шаг 3. Когда поверхность готова, простым карандашом или фломастером рисуем на ней изображение, которое хочется видеть в конечном результате.

Шаг 4. Затем необходимо поменять насадку гравера на фрезу с конусной головкой. Проходим фрезой по контурам рисунка. В тех местах, где предусмотрены линии толще, чем контурные, используем фрезу с круглой головкой.

Шаг 5. Сувенир почти готов. Изделие само по себе уже уникальное и интересное, но лучше расширить его функциональность, превратив в брелок или подвеску-кулон.

Как сделать отверстие:

  • карандашом наметить расположение отверстия с двух сторон
  • сменить насадку гравера на алмазное сверло подходящего диаметра,
  • поместить камень в небольшую емкость с водой и засверлить отверстие наполовину. После чего изделие перевернуть и сверлить с обратной стороны. Обороты выставляются в зависимости от того, насколько камень твердый. Обычно это диапазон от трех до десяти тысяч оборотов.

После того, как отверстие готово, по краям могут получиться заусенцы, которые необходимо обработать тем же сверлом, аккуратно пройдя по краям отверстия. Теперь остается продеть шнурок и кулон-брелок полностью готов.

Следует помнить, что при работе с камнем рекомендуется надевать защитные очки, чтобы не повредить глаза.

10 технологий печати на металле

Рассмотрим самые популярные техники нанесения изображений на металлическую поверхность.

УФ-печать

Печать ультрафиолетовыми красками — единственная технология, при которой чернила запекаются на поверхности, гарантируя высокую стойкость к истиранию рисунка. Процесс не отличается от нанесения изображения на любой другой носитель — будь то бумага, картон или ткань. Используется широкоформатный УФ-принтер планшетного типа. Возможна работа с разными поверхностями: радиаторами отопления, жалюзи, гаджетами, экранами каминов.

УФ-печать применяется для изготовления металлических визиток

Гравертон

Полноцветная печать на пластинах из анодированного алюминия. Применяется техника термопереноса с помощью промежуточного носителя — обычной бумаги плотностью 80 г/м². Секрет в специальных чернилах, которые закрепляются на металлической поверхности. Недостаток технологии — использование отпечатков только в помещениях, так как рисунок не отличается высокой стойкостью. Подвид технологии — мастертон. Разница между ними в составе чернил.

Сублимация

Для переноса изображения нужно специальное покрытие носителя в виде тонкой пленки из сублимационного лака. Существует два вида этой технологии:

  • струйная — позволяет получать оттиск высокого разрешения (300 dpi), используется струйный принтер, сублимационная бумага и сублимационные чернила;
  • лазерная — для печати на специальной бумаге используется лазерный принтер, можно наносить изображения на золотистые, серебристые, матовые и глянцевые листы металла.

Недостатки способа: со временем изображение бледнеет, выгорает от солнца. Поэтому нужно беречь изделие от прямых солнечных лучей.

Сублимация на металлической подставке под статуэтку

Гравировка

Известны четыре разновидности гравировки:

  • ручная — используются штихели разного размера или бормашина, получается высококачественный рисунок, но важна квалификация мастера;
  • химическая — травление металла с помощью едкого натра, азотной или соляной кислоты, хлорного железа, перед нанесением рисунка поверхность обрабатывается спиртовым лаком;
  • механическая — классическая техника с использованием гравировального станка, плюсы — можно делать выпуклые и впуклые рисунки, минусы — длительность процедуры.
  • лазерная — современный, дешевый, быстрый, высокоточный способ нанесения рисунков на металл путем выжигания поверхности, минус — недолговечность изображения.

Лазерная гравировка на магнитных бейджах

Термотрансфер

Это печать на металлических предметах с помощью переноса изображений, нанесенных пластизолевыми красками. Для закрепления на поверхности нужен термопресс, рабочая температура — около 190 градусов. Время закрепления — до 90 секунд. Плюс технологии — яркое, объемное и фактурное изображение, минус — истираемость.

Алюмаджет

Другое название — металлофото. Это способ получения износоустойчивой надписи или картинки на пластинах из анодированного алюминия. После нанесения рисунок ламинируется или покрывается специальным акриловым лаком.

Металлографика

Еще одно название технологии — фотомеханическая печать. Принцип заключается в воздействии специальных чернил на слой оксидной пленки, которой покрыты алюминиевые пластины. Чтобы закрепить рисунок, изделие помещают в химический раствор или наносят защитное покрытие. Плюс металлографики — четкость и яркость изображения в течение 5—7 лет. Причем ни атмосферные явления, ни агрессивные среды никак не влияют на качество картинки.

Металлографика на информационных табличках

Алюмамарк

Технология основана на применении углеродного лазера. Благодаря воздействию высокочастотной энергии металлическая поверхность чернеет, а поверхность остается гладкой. Алюмамарк применяется в изготовлении информационных табличек для наружного размещения, так как рисунок долго сохраняет свою четкость и яркость.

Тампопечать

Перенос рисунка происходит с помощью печатной формы и эластичного тампона. Последний окунается в чернила и соприкасается с печатными элементами, создавая изображение на металлической поверхности. Технологию используют в случае сложного рельефа обрабатываемой поверхности. Она справится там, где не подходит шелкография или сублимация. Недостатком тампопечати можно назвать малую рабочую площадь, соответственно — большие изображения не получатся.

Тампопечать на рельефном циферблате

Шелкография

В процессе задействованы специальные краски и трафаретная бумага. Можно использовать обычные разноцветные, металлизированные, флуоресцентные чернила. Недостаток технологии — необходимо, чтобы поверхность была ровной и гладкой, отсюда и ограниченность в плане применения этого способа. Чаще всего это наружная реклама, элементы оформления витрин и интерьеров, шильды для разной продукции.

Как происходит сублимация по металлу, можно узнать из этого ролика:

Общая технология

Техника выполнения бывает ручная и механическая (используется различное оборудование).

Также она подразделяется на штриховую и обронную:

  1. Техника штриховой гравировки выполняется нанесением контурных линий и штрихов на предмет. Резьба по металлу не глубокая, затрагивает только поверхность предмета;
  2. Обронная, иначе ее называют трехмерной, механическая глубокая техника позволяет добиться объемного рисунка. См. фото.

Резцовая гравировка выполняется специальным инструментом – штихелем.

Если задаться вопросом, как сделать ее самому и где приобрести эти инструменты, то ответ прост: данный инструмент продается в тех же магазинах, где можно найти различные художественные принадлежности.

Тончайшие линии делаются мессер-штихелем. Если понадобится сделать параллельные линии, то делаются они реп-штихелем.

Для выполнения качественных работ данный инструмент необходимо заточить, для этого используют мелкозернистый брусок, который предварительно смачивают водой, можно маслом.

Доводят штихель «до готовности» изделием из кожи (можно взять старый ремень), покрытым окисью хрома.

Ручная обработка мелких предметов в домашних условиях предполагает наличие специальной подушки, ее легко можно сделать своими руками: берутся два куска материи одинаковых размеров (круглые или квадратные), сшиваются между собой по краю, отступив от него немного, но необходимо оставить небольшой промежуток для того, чтобы можно было засыпать внутрь песок.

Подготовленная форма выворачивается, засыпается просушенный песок, оставшееся отверстие зашивается.

Инструмент для гравирования в виде подушки готов.

Как правильно держать инструмент в руке?

Делать это нужно так, словно вы держите обычную шариковую ручку: указательный палец должен находиться сверху клинка (так называется металлическая часть резца), а большой – придерживает его сбоку.

Работы необходимо выполнять от себя.

В случае, когда нужно изменить направление рисунка, разворачивают подушку с предметом, на котором выполняется нанесение элемента, но не меняют направление движения руки.

Что еще полезно знать о резцах?

Для выполнения гравировки своими руками в домашних условиях сначала желательно потренироваться, чтобы резьба в итоге получилась красивой.

Лучше приобрести набор инструментов: квадратным сечением резцов лучше наносить закругленные линии, круглым сечением лучше делать прямые линии.

При работе очень часто появляются заусенцы, избежать которые не получится, но убрать их можно при помощи шабера.

Шабер можно сделать самому. Для этого потребуется напильник, с граней которого нужно сточить насечку.

Перед нанесением поверхность необходимо зачистить мелкой наждачкой и отполировать. Для полировки используется специальная полировочная паста.

Паста легко заменяется окисью хрома (масляная краска). Поверхность предмета необходимо тщательно и энергично растереть. Паста растирается кожаным толстым кусочком.

Советы по гравировке на металле

  • Если нужно выгравировать длинную линию, начинайте снизу и ведите дремель от себя. Каким-то образом линия получается очень ровной. Как я говорю: «С душой».
  • Когда только начинайте гравировать, то возьмите ручку и прямо на рисунке наведите основные линии, исключая ненужные.
  • Очень часто бумага попадает под фрезу и зажёвывается, после чего чисто машинально фреза может пойти не в том направлении. Во избежание этого стоит начинать линию чуть дальше и заканчивать чуть раньше. Потом при финальной доработке вы её наведёте.
  • Если случилось так, что весь участок очень тяжелый, то просто на линиях поставьте точки, а в конце соедините их.
  • Во время заливки не стоит хаотично сошкрябывать краску. Если линия заливки очень большая, то не стоит её заливать поступательно. Лучше всего пройтись от начала и до конца, не останавливая фрезу на отдельном участке.
  • Опять-таки – не делайте очень маленьких деталей. Последствием может быть отшелушивание краски.
  • Метки
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector