В чем суть технологии пескоструйной обработки металла
В чем суть технологии пескоструйной обработки металла?
Для того чтобы очистить поверхность изделия от разного рода загрязнений (застарелого лакокрасочного покрытия, ржавчины), используется струйно-абразивная обработка (пескоструйка или дробеструйка деталей). Глубокая очистка металлической поверхности необходима для максимальной адгезии нового лакокрасочного покрытия к основе. При порошковой окраске пескоструйные работы входят в перечень действий, обязательных к исполнению. Такова современная методология покраски и пескоструйной обработки в Москве.
В нашей компании дробеструйная очистка металла выполняется в качестве подготовительного этапа для любой дальнейшей обработки. Основным отличием дробеструйки от пескоструйки является абразивный материал, применяемый во время очистки. Для обработки металлической поверхности мы используем купершлак, никельшлак, чугунную и стальную дробь. Специальный аппарат эффективно снимает все лишнее, в том числе различные затвердевшие частицы. В собственной обитаемой камере осуществляется не только дробеструйка дисков, но и тщательная обработка изделий, имеющих большие габариты. Дробеструйная очистка и покраска выполняется квалифицированными мастерами с помощью современного оборудования.
Мы работаем с различными видами изделий:
- колёсные диски;
- трубы и другие длинномерные изделия;
- автомобильные кузова;
- детали двигателя и ходовой части;
- прочие изделия из металла (стали, меди, алюминия).
Что это такое?
Пескоструйная обработка металла представляет собой механическое удаление верхнего слоя: ржавчины и покрытия, за счет многочисленных ударов песчинок о поверхность. Вырываясь из сопла под большим давлением, абразив выбивает мелкие частицы грязи, полностью очищая металл.
Поток песка подается сжатым воздухом непрерывно, оставляя после себя чистую металлическую поверхность, удаляя с нее:
- грязь;
- ржавчину;
- масляные пятна;
- сварочные шлаки;
- краску;
- бетон и другие строительные смеси;
- грунтовку.
Остается чистая матовая поверхность, готовая под дальнейшую обработку.
Достоинства и недостатки технологии
Пескоструйная обработка металла имеет ряд неоспоримых достоинств:
- позволяет проникать даже в самые труднодоступные места. Абразивные частицы настолько малы, что легко проходят даже в микрощели;
- широкий спектр применения. Использовать технологию можно везде, где необходима зачистка поверхности от ржавчины, фрагментов лака и краски;
- мобильность. Большинство аппаратов имеет компактные размеры и легко транспортируется на любые расстояния;
- высокое качество очистки. Изделия, обработанные таким образом, долго не поддаются коррозии, поскольку микроборозды, образованные абразивом, значительно улучшают адгезию лакокрасочного покрытия.
Адгезия (от лат. «adhaesio» — «прилипание») в физике — сцепление поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел. Википедия
К недостаткам данного способа отнесем следующее:
- опасность производства. Профессия абразивоструйщика относится к разряду «вредных»;
- неэкономность. В ходе работы используется огромное количество абразивного материала, поэтому этот вид деятельности нельзя отнести к энергосберегающим технологиям.
Подготовка поверхности металла
Требования к качеству подготовки металлической поверхности перед операциями окрашивания, нанесения металлизационных покрытий устанавливает ГОСТ 9.402-2004 «Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию». В ГОСТе выделяются четыре степени очистки поверхности черных металлов от прокатной окалины и продуктов коррозии:
- при осмотре с 6-кратным увеличением окалина и ржавчина не обнаруживаются;
- при осмотре невооруженным глазом не обнаруживаются прокатная окалина, ржавчина, пригар, остатки формовочной смеси и другие неметаллические слои;
- не более чем на 5% поверхности имеются пятна и полосы плотно сцепленной прокатной окалины и литейная корка, видимые невооруженным глазом. На любом из участков поверхности изделия окалиной занято не более 10% площади пластины 25×25мм;
- с поверхности удалены ржавчина и отслаивающаяся окалина.
Этим степеням подготовки поверхности в основном соответствуют степени Sa3, Sa 2 1/2, Sa 2, Sa l, устанавливаемые международным стандартом ISO «Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий. Визуальная оценка чистоты поверхности. Степени коррозии и степени подготовки непокрытой стальной основы после полного удаления прежних покрытий»
При определении точной степени удаления ржавчины и очистки стальной поверхности перед покраской использует Международный стандарт ISO 8501-01-1988 и ISO 8504-1992. ISO 8501-01 употребляется по окалине. Это означает следующие уровни заражения ржавчиной:
- А — стальная поверхность в большой степени покрытая окалиной, но в незначительной степени или совсем не затронута ржавчиной.
- Б — стальная поверхность, которая начала ржаветь и с которой окалина начала осыпаться.
- С — стальная поверхность, с которой окалина отвалилась и откуда она может быть удалена, но с лёгким видимым питтингом (точечная коррозия).
- Д — стальная поверхность, с которой окалина отвалилась, но с лёгким питтингом, видимым невооружённым глазом.
Степени предварительной подготовки поверхности Стандарт ISO определяет семь степеней подготовки поверхности. В спецификациях часто употребляются следующие стандарты: Подготовка поверхности вручную и с помощью электроинструментов: скобление, зачистка проволочными щётками, механическими щётками и шлифовка — обозначается буквами «St».
- ISO-St1. Обработка вручную и электроинструментами
Прежде, чем начать очистку вручную или электроинструментами, толстые слои ржавчины должны быть удалены способом обрубки. Видимые загрязнения от масла, жира и грязи тоже должны быть удалены. После очистки вручную и электроинструментами, поверхность должна быть очищена от отслаивающейся краски и пыли.
- ISO-St2. Тщательная очистка вручную и электроинструментами
При поверхностном рассмотрении невооружённым взглядом, подложка должна выглядеть очищенной от видимых следов масла, жира и грязи и от плохо прилегающей окалины, ржавчины, краски и посторонних веществ.
- ISO-St3. Очень тщательная очистка вручную и электроинструментами
То же самое, что и для St2, но подложка должна быть очищена намного более тщательно, до появления металлического блеска.
- ISO-Sa. Пескоструйная очистка
Подготовка поверхности способом пескоструйной обработки обозначается буквами «Sa». Прежде, чем приступить к пескоструйной очистке, толстые слои ржавчины должны быть удалены методом обрубки. Видимые масляные, жировые загрязнения и грязь тоже должны быть устранены. После пескоструйной обработки подложка должна быть очищена от пыли и мусора.
- ISO-Sa1. Лёгкая пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от окалины с плохим прилеганием, ржавчины, краски и других посторонних веществ.
- ISO-Sa2. Тщательная пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Каждое остаточное загрязнение должно иметь плотное прилегание.
- ISO-Sa2,5. Очень тщательная пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Все остаточные следы заражения должны проявляться только в форме едва заметных пятен и полос.
- ISO-Sa3. Пескоструйная очистка до визуально чистой стали
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Поверхность должна иметь однородный металлический блеск.
Неоспоримые достоинства
Перед покрытием красками металлических оснований, с целью сцепления с лакокрасочного материала с поверхностью, необходимо проводить подготовительные операции. Услуги пескоструйной обработки сегодня актуальны и пользуются спросом у потребителя.
Согласно технологической последовательности необходимо производить мытье металлоконструкций специализированным оборудованием с параллельной очисткой оснований.
Использование абразива позволяет выполнить легкую, поверхностную и глубокую технологию чистки. При этом может быть обработано большое количество квадратных метров (м2).
- Поверхностная обработка изделий обеспечивает чистоту среднего уровня, то есть на основании могут остаться жирные пятна и следы от окалины.
- Глубокая обработка позволяет полностью произвести чистку от коррозии либо окалины после сварки, или зачистить поверхность до появления металлического блеска.
- При легком виде чистки удаляются неглубокие пятна коррозии и отслоения от окалины, что придает относительную чистоту обработанной поверхности.
Оборудование для пескоструйной обработки металла наряду с основным назначением применяется, в, том числе, для обезжиривания металлических поверхностей. Устранение слоя масла необходимо перед окрашиванием фасадов и иных поверхностей перед газотермическим напылением или гальваническим покрытием. Цена на устройство невысокая, поэтому этот метод является доступным.
Работы по очищению поверхности производятся довольно быстро, поэтому за короткое время можно обработать не один квадрат площади (м2).
Технология пескоструйной обработки металла выполняется для разных целей, например, для обработки дисков машин. Работа осуществляется в оборудованном помещении. Шлифование обеспечивается дробью или мелкозернистым песком под давлением сжатого воздуха.
Виды используемых абразивов
Первый вариант классификации имеет следующий вид:
- Твердость. От нее зависит скорость и интенсивность обработки металла.
- Размер фракции. Согласно законам физики крупные частички обладают большей ударной силой.
Важная информация! Для равномерной обработки металла важен размер зерна. Использование смеси, содержащей разные по размеру фракции, приведен к перерасходу абразива.
- Форма. От нее зависит метод очистки. Абразив круглой формы эффективен при прямом взаимодействии с металлом, а удлиненные фракции воздействуют силой трения. Существует материал зерновой формы. Он обладает эффектом полировки.
По своему происхождению абразив делят на следующие группы:
- Натуральные. Сюда относят специальный песок для пескоструйки. В период становления технологии природный материал пользовался огромным спросом ввиду отсутствия аналогов. Особо ценились пустынный и морской пески. Современные требования безопасности ограничивают их применение.
- Растительные. Побочные продукты сельского хозяйства. Косточки, шелуха или скорлупа подвергаются обработке, после чего применяются на производстве. Основное качество материала – мягкое воздействие на рабочую площадь.
- Промышленные. Делятся на три подкатегории: металлические, неметаллические, отходы металлургической промышленности. Наиболее известным абразивом первой группы является металлическая дробь. Гранулят и дробь изготавливают практически из всех видов металла. Они различаются лишь размером фракции. Отличаются долговечностью. Неметаллический абразив – продукт промышленного производства. Отличается равномерной зернистостью. Обладает высокой прочностью и отличными зачищающими свойствами. Яркий пример – стеклянное зерно. Материал из последней подкатегории получают из отвального шлака. Обладает средними характеристиками. Основное преимущество – промышленные регионы способны поставлять данный абразив в больших количествах.
Принцип абразивоструйного метода
Абразивоструйный метод обработки основан на использовании высокой кинетической энергии потока твердых абразивных частиц. Эта энергия придаётся частицам при помощи высокоскоростного воздушного потока, создаваемого производительным компрессором, желательно винтовым. При соударении с поверхностью, кинетическая энергия частиц абразива преобразуется частично в энергию деформации, частично тратится на нагрев, частично преобразуется в звуковые волны. Деформируется как сама абразивная частица (сминается либо раскалывается), так и часть очищаемой поверхности (субстрат) — из обрабатываемой поверхности выбиваются частицы старого покрытия, прокатной окалины, ржавчины и прочих загрязнений (собственно, это и есть цель обработки), а также частицы самого субстрата — металла, бетона или другой поверхности (этот эффект позволяет создать нужный профиль поверхности). В следующий момент, энергия деформации частично преобразуется в кинетическую энергию движения частиц абразива и субстрата — частицы рикошетят от поверхности. Чем выше изначальная кинетическая энергия абразивных частиц — тем бóльшая будет произведена работа.
Преимущества и виды пескоструйной обработки поверхностей
Пескоструйная очистка металлоконструкций и поверхностей из других материалов благодаря эффективности данного метода обработки не теряет своей актуальности уже на протяжении длительного времени. Используя данный метод, выполняют качественную очистку не только металлоконструкций, которые необходимо подготовить к дальнейшему окрашиванию, но и фасадов зданий, элементы мостов и других конструкций. Отлично демонстрирует эффективность данной технологии видео этого процесса. Необходимость использования пескоструйной обработки регламентируют и пункты ГОСТа 9.402-2004, где оговорены требования к качеству металлических поверхностей, которые должны быть подвергнуты покраске.
Пескоструйная технология пригодится и для очистки потрепанной временем кирпичной мостовой
Специалисты различают три степени очистки поверхностей с помощью рассматриваемой технологии:
- легкую;
- среднюю;
- глубокую.
Легкая очистка, для выполнения которой используется абразивный материал, предполагает, что с поверхности в процессе обработки удалены явные следы коррозии и отслоившаяся окалина. При поверхностном осмотре конструкции, подвергнутые обработке с такой степенью, выглядят относительно чистыми. Очистка средней степени предполагает более тщательную обработку поверхностей. После ее выполнения на достаточно чистых поверхностях все же можно обнаружить незначительные следы окалины и пятна коррозии. Глубокая пескоструйная обработка в полном соответствии со своим определением позволяет идеально очистить поверхности от пятен и загрязнений различной природы. В частности, металлические поверхности, подвергнутые такой обработке, зачищаются практически добела.
После глубокой пескоструйной очистки поверхности готовы к покрытию грунтом и последующей окраске
Абразивоструйная очистка (так еще называют пескоструйную обработку) позволяет не только удалить с различных поверхностей загрязнения, окалину и ржавчину, но и эффективно обезжирить их. Обезжиривание поверхностей, которое проводится перед их покраской, особенно актуально в том случае, если нанесение лакокрасочного покрытия осуществляется с использованием гальванической технологии или газотермического напыления. Абразивоструйная очистка в этом случае является менее энергоемкой и более дешевой, чем другие технологии. Немаловажным является и то, что этот метод позволяет за короткий промежуток времени обработать поверхности с большой площадью.
Универсальность самой технологии и оборудования, которое применяется для ее реализации, позволяет использовать ее для решения многих практических задач. Так, с ее помощью относительно недавно стали очищать автомобильные диски, удаляя с них старое покрытие и следы окисления.
Поверхность диска до и после пескоструйной обработки
Для выполнения операции, позволяющей качественно подготовить автомобильные диски к окрашиванию (и, соответственно, значительно продлить срок службы данных изделий), используется специальная камера, где и проводится обработка. В качестве рабочего материала, который под большим давлением воздействует на обрабатываемую поверхность, используется мелкий песок или специальная металлическая дробь. После выполнения такой обработки поверхность диска грунтуется, и на него наносится лакокрасочное покрытие, которое способно длительное время эксплуатироваться без повреждений.
Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить
К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.
«Песчинка обретает силу пули…»
В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.
Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.
Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.
Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.
Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.
Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?
Пошёл и накопал
Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.
Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.
Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.
Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.
Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.
В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?
Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.
Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.
Во все стороны
Итак, подъезжаем к месту проведения работ. Смотрим на небо: солнышко – наш союзник, ведь голый металл негоже оставлять таким надолго, нужно сразу же закрыть его хотя бы грунтовкой, а в дождь это делать неудобно.
Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.
Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.
Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.
Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.
Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.
Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.
Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.