Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками
Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.
Шаг 1. Проектирование дорожек
Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.
Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:
Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.
На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.
Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.
Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.
Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.
Использовать ли бордюры?
Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.
красивый ровный край дорожки;
края дорожки не крошатся и не осыпаются;
защита от проседания;
уменьшение объема земельных работ.
Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.
Следующий шаг – разметка.
Шаг 2. Разметка дорожек
Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.
В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.
Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.
По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.
Натянуть бечевку или леску по отметкам.
Шаг 3. Подготовительные работы
После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.
На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.
Как устанавливаются бордюры:
Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.
На дно канавок наливается бетонный раствор.
На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.
По леске выравниваем внутренний край бордюра.
Устройство опалубки и песчаной «подушки»
Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:
Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.
Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.
Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.
Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.
Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.
Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.
Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.
Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.
Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.
Армирование
Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.
Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.
Видео: Дорожка 2 года спустя
В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.
Шаг 4. Приготовление бетонной смеси
Как залить бетонную дорожку своими руками?
Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).
Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).
Как приготовить бетонную смесь
Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.
Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.
Видео: Садовая дорожка своими руками
Шаг 5. Укладка бетона
Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.
На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.
В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.
Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.
При этом на поверхности выделяется цементное молочко.
Шаг 6. Уход за бетоном
Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.
При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.
Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.
Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.
Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.
Назначение и виды опалубок для садовой дорожки
Так как ландшафтный дизайн стремительно набирает популярность, опалубки для садовых дорожек — не редкость на строительном рынке. С их помощью обычная садовая дорожка станет предметом гордости владельца участка. Можно купить готовую опалубку (благо, их стоимость более чем демократична), а можно сделать своими руками, что гарантирует уникальность рисунка.
Форма может быть изготовлена из металла, дерева или пластика. Каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Так, например, конструкция из металла отличается большой прочность и надежностью, однако ее цена может нивелировать эти плюсы. Чаще всего металлические опалубки используются строительными компаниями, для разового применения ее покупка нецелесообразна.
Древесина чаще всего используется для создания формы для дорожек своими руками. Однако создать сложный узор из деревянных брусков довольно сложно, к тому же, взаимодействуя с бетоном, форма быстро разрушается. Чаще всего из дерева делают опалубки под одну плиту. Комбинируя полученные плиты, можно получить интересный и оригинальный рисунок.
Пластик — самый популярный материал для создания опалубки. С его помощью можно воссоздать узор любой сложности, а низкая адгезия с бетоном позволяет использовать форму многократно, без повреждений и деформаций. Именно из пластика делают многосекторные формы многоразового использования. Добавление специальных компонентов позволяет
повысить прочность опалубки, использовать ее для изготовления плит большей площади;
сделать пластик устойчивым к низким температурам;
уменьшить адгезию с бетоном;
повысить пластичность, благодаря чему можно создавать самые сложные узоры.
Применение опалубки для садовой дорожки
Пластиковая форма — самое практичное решение. Если же есть желание проявить фантазию, можно сделать опалубку из дерева своими руками.
Варианты формы опалубки для садовых дорожек
Самыми удобными для обустройства дорожек своими руками являются пластиковые формы размерами 80*60 или 60*60 см. Такая опалубка не занимает много места, легкая, удобна в транспортировке.
Высота бортиков — 6 см, этого достаточно для того чтобы дорожная плита была прочной, не крошилась спустя пару месяцев. При этом слой бетона такой высоты застынет быстро и равномерно, без образования пустот и карманов.
Популярны такие виды опалубок:
прямоугольные формы с имитацией клинкерного камня;
опалубки неправильной формы, имитирующие круглый камень;
прямоугольные формы с разбивкой на треугольные сегменты;
формы с разбивкой на абстрактные сегменты различной конфигурации.
Выбирая опалубку, следует ориентироваться не только на вкусовые предпочтения, но и на рельеф участка. Если дорожка будет извилистой, покупать прямоугольную форму нецелесообразно. Для обустройства прямых дорожек большой протяженности лучше арендовать длинные металлические опалубки, которые предлагают в аренду многие строительные компании.
Достоинства и недостатки
Садовые дорожки улучшают ландшафтный дизайн, а также придают участку законченный и ухоженный вид. Помимо этого, с их помощью можно добраться до любого места в саду. Как известно, атмосферные осадки в виде дождя ухудшают проходимость на участке. Дорожки полностью решают эти проблемы. Особое внимание специалисты рекомендуют обратить на бетонное покрытие, которое имеет такие достоинствами:
- Главное преимущество бетона и конструкций из него заключается в прочности и долговечности. Это при условии того, что раствор был приготовлен и уложен правильно.
- Бетонные дорожки очень просты в изготовлении. Их легко изготовляют своими руками. Для заливки используют готовые формы или самодельные опалубки из подручных материалов.
- Покрытие приспособлено к декорированию. С помощью красителей дорожкам придают эстетичность. Обладая нужными навыками и знаниями можно создать настоящую имитацию камня.
К сожалению, несмотря на все преимущества, бетонные тропинки имеют некоторые недостатки:
- Для изготовления дорожки понадобится немало времени. Это связано с длительностью затвердения раствора. Конечно, при желании плитку можно заготовить заранее с помощью форм.
- Необходимость подготовки надежного основания. Чтобы создать долговечную дорожку, бетон укладывается на прочную поверхность, которая подготавливается заранее.
- необходимо обеспечить все условия для нормального затвердения бетона. Особенно это касается дождливой и морозной погоды.
Стоит отметить, что покрытие из бетона имеет разный оттенок, форму и декорации. При желании в раствор можно добавить стекло, металл, камень и другие наполнители, которые будут выступать в роли декоративного наполнителя.
№4. Как спроектировать дорожку?
Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.
Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.
Как выполнить разметку
Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.
Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.
На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.
По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.
Общие сведения
Плюсы
У дорожек из бетона просто масса положительных качеств, таких как:
- Срок пользования около 25 лет, а это четверть века. Такие дорожки прослужат весьма внушительный срок. Материал очень крепкий и устойчив по отношению к физическим нагрузкам.
Бетонный состав имеет небольшую цену, любой компонент из его состава можно приобрести в ближайшем строительном магазине.
- Заливка дорожек раствором из бетона происходит очень просто и не занимает много времени.
- Если в грунте сада большое количество грунтовых вод, то ленты из бетона, погруженные на достаточную глубину и имеющие защиту от влаги отличный вариант для решения всех проблем.
- Так же при добавлении разных добавок можно добиться дополнительной степени защиты от морозов.
- Во время строительства бетонных дорожек у вас останется время на декорирование участка.
Минусы
- Из за того, что грунт будет двигаться на бетонном основании могут возникнуть трещины.
- Благодаря своей массивности бетонные дорожки невозможно будет куда либо перенести. Удалить их тоже довольно трудоемкий процесс.
- Заливать дорожку бетонным раствором необходимо при хорошей погоде. Осадки следует исключать на следующие несколько дней.
- Лучше приобрести бетономешалку, так как лопатой у вас не получиться добиться желаемого результата.
- Подготовительный этап отнимет много времени и сил.
Последовательность планировки участка
Перед началом работ тщательно обдумайте план и перенесите его на бумагу. Отметьте на рисунки местоположение будущих тропинок и всех строений. Это может понадобиться для нахождения лучших вариантов проходов. После заливки бетон перенести невозможно!
- Подготовка бечевки и колышков.
- Для нахождения преград на участке на поворотах рекомендуется вбить колышки и соединить их веревкой.
- После нахождения следует оценить качество препятствий, может быть вам придется, делать перепланировку.
- После того, как вы окончите делать разметку надо убрать весь грунт. Ширину приямок необходимо делать немного шире, чем бетонные дорожки.
- Выкопайте приямки, глубину рекомендуется выбирать в зависимости от качества грунтового покрытия.
- Если в грунтовом покрытии большое количество песка, то допускается лить бетон прямо на землю. Перед этим грунт нужно утрамбовать.
- В случае если почва содержит много влаги, а зимы холодные необходимо соорудить подушку из щебня около 10 см.
- Так же необходимо учесть, что в местах, где будут ездить автомобили необходимо слой делать больше.
Планировка бетонной дорожки своими руками должна быть такая, что бы, что бы она была немного выше чем, земля. Это сделает в разы проще движение по территории участка и устроит защиту от грязи и повреждений. Если бетонирование будет проходить через водоканал, необходимо заранее подготовить специальные гильзы.
Бетонные плиты
В последнее время большой популярностью пользуется метод с помощью больших бетонных плит. В этом случае понадобится специальная форма для опалубки, которую можно сделать самостоятельно.
Прежде всего, надо продумать, какой именно формы должна быть садовая тропка. Для этого лучше сделать ее эскиз и разбить на участки одного размера (можно сделать и разного размера, но тогда нужны будут и разные формы для дачных дорожек). Определив параметры отдельных плит, можно приступать к изготовлению формы для дорожек своими руками.
Изготовление опалубки для бетонных плит
Сначала необходимо выпилить поддон. К поддону прибиваются деревянные бруски так, чтобы получился невысокий ящик, в который и будет заливаться раствор. На дно формы можно сначала положить щебень, гальку, кусочки керамики или битую плитку.
После застывания бетона форма для дорожки на даче своими руками снимается и получается готовая плитка, которую можно укладывать на подготовленное основание. Чтобы получить плиты одинаковой толщины, форма для дорожек из бетона должна устанавливаться на ровном основании, выверенном по горизонтали.
В формы заливается бетонный раствор. Для приготовления этого раствора лучше использовать цемент марки М500. На каждое ведро цемента надо взять три ведра песка и ведро щебня. Кроме того, в раствор можно добавить фиброволокно (по килограмму на каждый кубический метр бетонной смеси), которое увеличивает прочность плитки в несколько раз.
На этом этапе можно поэкспериментировать и с цветом бетона. Если есть желание получить цветные плиты, то в раствор можно добавить краситель с пластификатором. В зависимости от желаемой яркости будущих плит следует добавлять 1-6 кг пигмента на 100 кг цемента. Форма для изготовления дорожек после заполнения бетоном закрывается грубой тканью или рогожей. Плиты на протяжении недели надо поливать водой, чтобы их затвердение происходило постепенно. После затвердения плиты освобождают от опалубки и укладывают на основание дорожки.
Основные способы укладки бетонных плит
Основание под дорожку сначала очищают от растительности и выравнивают. Потом насыпают слой гравия и песка. Плитки выкладывают на песок. С помощью песка регулируют высоту установки бетонных плит.
Плиты для бетонной дорожки можно укладывать разными способами:
- просто вынуть дерн нужного размера на глубину 40-50 мм и на это место положить плиту. Если плиты укладывать не сплошной линией, а на некотором расстоянии друг от друга, то можно получить почти незаметную дорожку, встроенную в газон;
- если укладывать плиты сплошной линией, то тогда уровень дорожки должен быть выше газона. В этом случае на место удаленного дерна надо насыпать песок;
- дорожки могут быть прямыми или извилистыми. Для формирования извилистой дорожки больше подходит первый вариант укладки, когда бетонные плиты располагаются на небольшом расстоянии друг от друга и находятся на одном уровне с газоном.
Приготовление раствора и заливка
Имея готовую опалубку, можно приступить к изготовлению плитки для садовой дорожки. Для этого в опалубку заливается бетонный раствор, приготовленный из цемента марки М300 и выше. Оптимальным вариантом является цемент марки М400.
Совет! При покупке обращайте внимание на дату изготовления цемента. Не рекомендуется использовать для изготовления дорожек цемент, выпущенный более трех месяцев назад.
Пропорции для изготовления раствора:
- 1 часть цемента;
- 3 части песка, используем мытый речной или карьерный песок;
- 3 части щебня, подойдет фракция 5-10 мм.
Кроме того, нужно добавлять специальные добавки, повышающие устойчивость бетона к перепадам температуры, воздействию влаги и механическим нагрузкам, так как дорожки эксплуатируются в сложных условиях. Если нет возможности использовать специальные присадки, то можно добавлять в раствор:
- силикатный клей для повышения устойчивости к влаге;
- фиброволокно, которое выполняет функции армирования, придавая плиткам особую прочность.
Но все же лучше использовать специально разработанные добавки, их вводят в раствор по инструкции в процессе замеса. Приготовив раствор, можно приступать к заливке бетонных смесей. Выполняется эта операция в три этапа:
- подготавливаем основу;
- заливаем и разравниваем раствор;
- даем раствору подсохнуть и снимаем форму. Окончательная сушка проводится вне форм.
Опалубка с внутренними формами
Для этого потребуются широкие доски и фанера (лучше всего взять ламинированную: она не станет быстро разрушаться от постоянного контакта с сырым бетоном, да и чистить её будет проще). Из досок сооружается прямоугольная или квадратная рама. Затем из фанеры делаются внутренние продольные и поперечные перегородки. Стоит сделать сразу несколько опалубок — так сооружать дорожку будет быстрее.
Наибольшей долговечностью, прочностью и удобством использования обладает пластиковая опалубка для садовых дорожек. К сожалению, в домашних условиях будет недоступно применение различных видов пластика для ее изготовления, поскольку это требует сложного, дорогостоящего оборудования и длинных производственных цепочек. Поэтому даже при наличии хороших столярных и слесарных навыков вряд ли получится из досок, фанеры и металла собрать опалубку, имеющую такое же разнообразие форм и надёжность, как и у изготовленной промышленным способом.