Ткачество на раме. Имитация браного ткачества. - Домашний уют - журнал
Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
97 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер- класс Ткачество на раме методическая разработка на тему

МАСТЕР — КЛАСС Автор: Татьяна Семеновна Косачева

ТКАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ

Ткачество — одно из древнейших ремесел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В музеях страны имеется большое количество образцов тканей и ковров, изготовленных народами Горного Алтая. Так фрагментам красно-коричневой ткани из Услус-Орана 35000 лет. Ткацкие устройства того времени были очень примитивными, ткань грубой. В VII-IX в.н.э. ткачество было распространено по всей территории занятой славянскими племенами, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе. Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. Деревенские ткани были частью натурального оброка. В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета , Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции.

Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити — основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями — утком.

Основные элементы ручного ткачества — рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок — были созданы человеком еще в доклассовом обществе. Первый древнегреческий челнок Древнегреческий ткацкий станок

Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол — покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.

Домашний коврик круг Прямоугольник

Ткань для работы

Инструменты крючки для вязания ножницы молоток гвозди деревянная рама

Рамка для работы Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама.

Схема ткачества основа На раму параллельно одной из ее сторон натягивались нити — основа будущего коврика

Технологическая последовательность ткачества домашнего коврика Утком (берем полоски ткани), переплетаем через основу

Итог работы . Ткачество коврика на раме в домашних условиях Можно ли научится ткачеству коврика в домашних условиях? Какие трудности возникали во время практической работы? Выставка творческих работ участников.

Спасибо за внимание.

LiveInternetLiveInternet

Самый простой способ для тех, кому хочется попробовать — ткачество на картоне. Вот например здесь можно найти подробный мастер-класс

Размер готового изделия в этом случае будет ограничен размером куска картона

Или такой забавный метод

На этих видео можно подсмотреть несколько приемов, позволяющих разнообразить простое полотняное переплетение. Эти видео, а также много интересной информации о всех видах ткачества, отсюда Ткачество и плетение

На этом видео милый молодой человек обучает всех желающих ткачеству практически в походных условиях, с использованием листа бумаги и карандаша

Еще немного примеров ткачества на станке, но с использованием интересных техник, например японская техника саори — ткачество в свободном стиле, с использованием самой различной пряжи, полос из ткани, а также непряденой нити.

«Саори — техника ткачества, изобретенная недавно по меркам ткацкого ремесла, всего-то лет 40 назад. Основная идея саори: ткачество на ручных станках позволяет развернуться творческому началу так, как и не снилось фабричному производству. Все, что считается браком в традиционном ткачестве, ручном или фабричном, типа пропущенные нити основы, узоры с ошибками, неровно сделанные стыки утка — в саори являются приемами, выражающими индивидуальность ткача.»

Мастер-класс в фотографиях по изготовлению вот этого панно здесь

И еще примеров для вдохновения

Красивые коллажи отсюда

Как ткать пояса на бёрдышке

К своеобразной области народного текстиля относятся узорные пояса домашнего изготовления, а также узорная тесьма, которой отделывали домотканую одежду. Делались они большей частью из шерстяных разноцветных ни ток, иногда с добавлением льняных. Шёлковые нити употребляли реже, т. к. шёлк в крестьянском хозяйстве найти весьма затруднительно.

В старину девочек учили ткать с пяти – шести лет.

Узоры их были очень разнообразны, от простых продольных или поперечных полосок до сложных геометрических орнаментов, выполнявшихся бранным способом.

Народные пояса делались длинными, концы их часто украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета поясов подбирались большей частью яркие, контрастные, но народные мастерицы при этом умели избегать излишней пестроты – всё многоцветье гаммы подчинялось одному ведущему цвету: красному, оранжево-жёлтому, коричнево-зелёному и т.д. Нарядный красочный пояс служил хорошим дополнением как к женскому костюму, так и к мужскому.

Изготовлялись пояса самыми разными способами. Я уже писала о поясах, вытканных на дощечках. Сегодня мы поговорим о ткачестве поясов и тесьмы с помощью бёрдышка.

Народные пояса, вытканные на бёрдышке, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканых на дощечках, переплетение нитей в которых внешне напоминает плотную вязку.

Бёрдышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бёрдышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой прорезались вертикальные прорези – щели. В промежутках между щелями на середине высоты бёрдышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье.

Для изготовления пояса средней ширины достаточно, чтобы бёрдышко имело 20-22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготовим нитки. Лучше брать шерстяные. Но возможно применение и других нитей.(Мулине, ирис или пехорка в 2 сложения, синтетические и хлопчатобумажные нити, лён)

Отмеряем нужную длину, нарезаем столько кусочков, сколько у нас прорезей и отверстий вместе. Складываем их вместе, выравнивая один конец, и завязываем узлом. Затем этот конец привязываем к неподвижному предмету. Потом нити по порядку пробираем в бёрдышко: одна нить в прорезь, вторая в отверстие, третья в прорезь, четвёртая – в отверстие. И так далее до конца. Эти нити называются нитями основы. Ещё нам будет нужен уток. Но о нём позже.

Нити натягиваем, бёрдышко поднимаем рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимутся, а нити, пробранные в прорези, опустятся. Между нитями образовался зев, в который прокладывается уток и прибивается рукой или деревянным ножом. Затем бёрдышко опускаем. Нити меняются местами и в образовавшийся зев снова прокладываем уток. Прибиваем. И так далее.

Если не делать рисунок, ткать очень просто. В этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда очень широких.

Бёрдышко

Перейдём к практическому освоению техники тканья на бёрдышке. Для этого нужно изготовить такое бёрдышко из тонкой (толщиной 3-4 мм) деревянной дощечки или другого материала(Фанеры, плексигласа, стеклопластика и др.)

Высота пластины должна быть 13-14 см, ширина – 24-26 см. В ней нужно сделать вертикальные параллельные прорези высотой 9-10 см с просветом 1,5 -2 мм. Расстояние между прорезями – около 4-5 мм, количество прорезей — не менее тридцати. Дл я очень узких изделий можно сделать бёрдышко с 18-20 прорезями, соответственно уменьшив его ширину и оставить неизменной высоту.

На уровне середины высоты бёрдышка нужно просверлить отверстия диаметром 1,5-2 мм, расположенные равномерно в промежутках между прорезями.

Бёрдышко и особенно внутренняя сторона прорезей и отверстий должны быть тщательно зачищены, чтобы за них не цеплялись нити во время тканья. Для большего удобства в верхней части бёрдышка посередине можно сделать выступ, за который будет удобно его брать, опуская и поднимая.

Как ткать закладной пояс

Для закладки можно взять шерстяные вязальные нити средней толщины, нитки мулине ирис в два сложения, можно взять синтетические нитки для вязания.

Заправочный узор не выкладывается во время тканья. Весь узор зависит от того, как мы заправим ниточки в бёрдо. Нить утка в ткани почти не видна. Узор получается только из нитей основы.

Так как на данный момент выбор ниточек у меня невелик, мой поясок получился не очень ярким.

Итак, начинаем. Бёрдышко у нас есть, ниточки мы подобрали. Заправляем. Причём ниточки вставляем в прорези и отверстия подряд (Одну ниточку в прорезь, следующую в отверстие, потом опять в прорезь, потом в отверстие. И так до конца).

  • салатных – три нити
  • бирюзовых – три нити
  • салатных – три нити
  • жёлто-зелёных – три нити
  • салатных – три нити
  • бордовых – одна нить
  • жёлтых – одна нить
  • бордовых – одна нить
  • жёлтых – одна нить
  • салатных – три нити
  • жёлтых – одна нить
  • салатных – одна нить

Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нить не повторяется).

Один конец нитей привязываем к неподвижному предмету, а второй к собственному поясу(пояс желательно завязывать повыше талии, чтобы при натяжении нитей не делать себе больно).

Уток наматываем на челнок. У меня он самодельный, из плотного картона.

  1. Поднимаем бёрдышко вверх. Между нитями образуется зев. В него прокладываем уток. У меня он того же цвета, что и крайние нити.
  2. Опускаем бёрдышко вниз. Нити в прорезях и нити в отверстиях меняются местами и между ними снова образуется зев.
  3. Прокладываем уток и натягиваем его так, чтобы ниточки основы плотненько прилегли друг к другу.
Читать еще:  Маленькая буржуйка с варочной плоскостью из газового баллона

Надо стараться, чтобы натяжение утка было более или менее одинаково. Тогда ширина пояса будет ровной.

Далее продолжаем, начиная с первого пункта.

Таким образом у нас получается вот такой поясок.

С помощью бёрдышка можно ткать большое количество разнообразных по расцветке и узорам поясов или закладок в книги.

Как ткать бранный пояс

Немного сложнее ткать изделия бранного ткачества. Браный узор обычно делали посередине пояса, а с обеих сторон его обрамляли простыми цветными полосками. Для выполнения такого пояса заранее рассчитывали, сколько нитей надо заготовить на боковые цветные полоски и сколько для выполнения бранного узора и фона (фоновых ниток при этой разновидности бранного ткачества должно быть почти вдвое больше, чем узорных. При проборе ниток в бёдрышко после одной узорной пробираются две фоновые.

Для выполнения бранного пояса нужно предварительно сделать вспомогательный рисунок с изображением узора, причём достаточно изобразить один раппорт по вертикали.

Здесь удобнее пользоваться специальным инструментом – бральницей. Его тоже выполняют из плотного картона или тонкой дощечки в виде линейки или ножа.

Способ выполнения узора заключается в том, что одну часть узорных ниток согласно вспомогательному узору выбирают пальцами рук и поднимают до верхней части зева, другую их часть таким же образом опускают и между ними вставляют дощечку. Операцию эту проделывают при открытом зеве, который образуется обычным путём – от поднятия или опускания бёдрышка. Затем дощечку ставят на ребро и прокидывают уток из тех же нитей, что и фоновая основа. Уступ узора в поясах делается минимальный, т.е. одна нить по основе и по утку.

Для начинающих можно выполнить несложный узор, состоящий из семи нитей яркого, например красного, цвета.

Количество фоновых нитей , располагающихся между узорными – 12. Этот узор состоит из ромбиков и пары треугольников, чередующихся между собой. По краям узора расположим несколько цветных полосок.

Предлагаю вариант для пробора нитей для бранного узора с окантовками.

  • красных -3 нити
  • чёрных – 3 нити
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • чёрных – 3 нити

Далее пойдёт сновка для узорной части.

  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить

Дальше второй ряд полосочек, но в обратном порядке.

  • чёрных – 3 нити
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • чёрных – 3 нити
  • красных -3 нити

Пробрав все нити в бёрдо, приступим к ткачеству бранного пояса. (Будьте очень внимательны. Если спутаете нити, которые поднимаете или опускаете, рисунок собьётся).

Сейчас я попробую описать, в каком порядке поднимать узорные нити, чтобы получился наш рисунок.

  1. для первой прокидки — 1, 2, 4, 6, 7
  2. для второй — 2, 3, 5, 6
  3. для третей — 3, 4, 5
  4. для четвёртой — 1, 4, 7
  5. для пятой — 1, 2, 6, 7
  6. для шестой — 2, 3, 5, 6
  7. для седьмой — 1, 3, 4, 5, 7

Далее поднятие узорных нитей производится в обратном порядке.

Заключение

Браные узоры на тканых изделиях могут быть очень разнообразными и по рисункам и по цветовому решению. Узорные нити, например, могут быть не одного, а нескольких цветов, тогда узор будет иметь вертикальные полосы.

Можно сделать несимметричный узор, можно выткать буквы. Каждый может проявить здесь собственную изобретательность и смекалку.

Понравилось? Захотелось ли вам самим заняться ткачеством? Помогла ли в этом статья? Пишите в комментариях, пообщаемся.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

—> LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6″, Windows 10

  • 652 Инструкция, как заработать на хобби реальные деньги: с чего начать заработок на хобби 1596551460 1596613942
  • 1565 Красивые вязаные украшения крючком на шею и голову своими руками: мастер-класс 1592904900 1601014015
  • 2036 Красивые прихватки крючком для кухни: мастер класс, видео, фото 1590597240 1601022057
  • 517 Прихватка, как связать 1584854400 1586890492
  • 4692 Что такое вышивка мережка 1566293940 1569489501
  • 3919 Ткачество на дощечках 1563562800 1585903257
  • 3292 Как плести из бумажных трубочек 1560398340 1560487179
  • 4246 Как сшить коврик-кругляш из уголков, мастер класс 1553953440 1599547913

Первичные механизмы

Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это способ формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными двигающимися нитками считаются те, которые нужны для изменения положения от верхней до нижней линии зева либо наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии выступа крыши для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а потом опять поднимаются. Прочие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они 2-ух типов, другими словами находящиеся снизу закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними состоит в том, что термины «находящиеся снизу» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество – ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Дизайн интерьера и архитектура

Узорное ткачество представляет собой уникальную технику изготовления красивой ткани с вытканным орнаментом, для производства которой используется специальный ткацкий станок. Данный вид кустарного производства и на сегодняшний день сохранился в отдельных деревнях и селах.

Примечательно, что тканные изделия имели самое разнообразное назначение — от ярких сарафанов, рубах и юбок с отделкой в виде национальных орнаментов, до предметов обихода — невероятно красивых скатертей с каймой по всей длине и рушников с ткаными или вышитыми узорами, которыми украшали иконы в красном углу.

Женская рубаха — ручное узорное ткачество, конец XIX века.

Ткачество в народном быту

Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Воспитание девочек на Руси обязательно включало в себя обучение различным видам рукодельного мастерства. Каждая юная рукодельница — будь то царевна, княжна или обычная крестьянка — с самого детства должна была овладевать умением шить и вышивать, плести и вязать.

Для простых семей приобретение этих навыков было жизненной необходимостью, потому что женщины самостоятельно делали одежду и другие предметы домашнего текстиля — полотенца, скатерти, постельное и многое другое. А для представительниц высшего сословия рукоделие было не только лучшим способом скоротать время, но и проявить свои творческие способности.

Образец узорного ткачества

Русские женские костюмы издавна вызывали восхищение своей невероятно красивой узорчатой отделкой. Сначала орнаменты вышивали, а позже стали ткать на деревянных ткацких станках. Считается, что таким образом и появилась отдельная отрасль рукоделия — узорное ткачество, которое в дальнейшем переросло в самостоятельный вид народного промысла.

Немаловажное значение имели красочные тканные изделия и в праздничных обрядах. Во время свадьбы дом украшали всевозможными образцами рукодельного мастерства.

Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб — соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали праздничный стол.

Элемент полотенца, выполненного в технике узорного ткачества ( начало XX века).

И чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты в глазах общественности. Считалось, что она станет хорошей хозяйкой в семье.

Образцы ручного узорного ткачества

История развития промысла

С течением времени узорное ткачество приобретало все большую популярность, и в XV столетии изделия искусных народных мастеров стали продаваться в восточных стран ах, в Индии и Самарканде. Это свидетельствовало, в первую очередь, о высоком качестве изделий и неуклонном повышении уровня мастерства русских ткачей.

Читать еще:  Принципы выбора и эксплуатации прижимов для фрезерного станка

В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых жили преимущественно ткачи, создававшие прекрасные ткани для нужд царской семьи. Их называли ткачи — хамовники.

В окрестностях Ярославля, в селах Брейтово и Черкасово тоже жили и работали искусные хамовники, изделия которых нисколько не уступали работам московских мастеров. Кроме того, собственные хамовные дворы были созданы при многих монастырях. Изготовленные ими ткани быстро продавались, что приносило дополнительный доход.

В конце XVIII — начале XIX столетий в центральных частях России большое распространение получают не только официальные ткацкие мануфактуры, но и многочисленные кустарные производства, которые в дальнейшем и послужили основой для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.

Узорное ткачество — распространенный вид народного промысла

Техники узорного ткачества

Для создания уникальных, не похожих друг на друга изделий применялись различные техники ткачества. Среди них можно назвать следующие:

  • Ажурное ткачество — основой этой техники изготовления тканного полотна является ажур, образованный узором из мережек на определенных участках ткани. Подобные ажурные элементы получаются достаточно больших размеров. Они могут быть выполнены в виде различных геометрических фигур ( квадратов, ромбов, крестов и так далее).

При этом обязательно наличие соединительных диагональных линий, горизонтальных или вертикальных полос, которые лежат в основе этих фигур.

Ажурные узоры делают на основе из льняных нитей. Изделия внешне выглядят скромно, но очень изысканно. Главной отличительной чертой подобных тканей является мягкость, гибкость, а также мягкий шелковистый блеск.

  • Браное ткачество — данная техника предполагает создание тканей с помощью специальной дощечки — бральницы. Такой вид работы считается самым кропотливым и требует от мастера большого терпения.

Рисунки также почти всегда выполнены в виде геометрических фигур и горизонтальных полос, однако часто встречаются также фигурки людей и животных.

  • Выборное ткачество — данная техника чаще всего выступает в качестве дополнения к браному ткачеству. На средней части полотна мог быть изображен орнамент, а по верхнему и нижнему краю шли браные полосы.

Техника выборного ткачества чаще всего используется при изготовлении полотенец, косынок и фартуков, что позволяло сделать их яркими и нарядными.

Эти и многие другие виды узорного ткачества используются и в наши дни. Данный вид промысла не утратил своей популярности и используется для декорирования традиционных народных славянских костюмов.

Узорное ткачество на кроснах

Тканые изделия своими руками

Если вас интересует техника узорного ткачества, то вы вполне сможете освоить этот вид рукоделия. В качестве оборудования можно использовать детский ткацкий станок или изготовить специальное устройство для плетения.

Простейшее приспособление можно изготовить из толстого картона, заготовленного по размеру задуманного изделия. Рекомендуется начинать с работ небольшого размера — так вы сможете быстрее освоить технику и скорее увидите результаты своей работы. С боковых сторон на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга делают надрезы, с помощью которых закрепляют нити основы, пропуская их через прорези.

Приспособление из фанеры сделать несколько сложнее, но зато оно прочнее и прослужит гораздо дольше. Для работы берут фанеру соответствующей формы и размера. По краям двух параллельных сторон, отступая от края по 0,5 см, вбивают в нее мелкие гвоздики с небольшими шляпками на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга. Они должны возвышаться над поверхностью фанеры на 3 — 4 мм.

Простейший ткацкий станок

Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался. Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика. Так поочередно прокладывается нить основы. Натяжение нитей или шнура должно быть не слишком тугим, но и не слабым, чтобы материал не провисал.

Для переплетения необходимо вдеть в иглу нить другого цвета, и пропустить ее через нитки основы в шахматном порядке. Таким образом мы получим обычное полотняное переплетение, именно такое, каким в старину ткали полотенца и домотканые коврики. Но если для работы использовать пряжу различных цветов с разным чередованием нитей основы и утка, то можно выполнять различные рисунки и целые композиции.

Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску ( » пестроткань») или в клетку ( » пестрядь»).

При выполнении узора с горизонтальными полосками чередуют нити утка разных цветов в определенном порядке. Например, 10 желтых нитей, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых, 10 желтых. Можно придумать множество вариантов рисунков в горизонтальную полоску.

Если хотите получить рисунок в клетку, то продольные нити основы и поперечные нити ( уток) выбирают разных цветов. Рисунок выполняется по счету ниток. Чтобы получилась ровная клетка, необходимо взять нити одинаковой толщины и с одинаковым чередованием основы и утка. Например, расчет основы: 4 белых нити, 4 красных и так далее. В утке поперечные нити чередуются в том же порядке, и у вас получается коврик в красную и белую клетку.

Изготовление тесьмы в технике узорного ткачества

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

Половики используются в быту с достаточно давнего времени. Наверно, это один из самых древних тканых изделий. Сначала в качестве уточной нити применяли растения: лыко, траву или камыш. С 19 века появляется довольно много дешевых фабричных тканей, что позволило больше покупать новых тканей и делать половики из вторичного тканого полотна. Дешевизна и доступность материала, легкость изготовления позволила тканым половикам стать неотъемлемой частью русского быта. Та же техника применялась не только для изготовления половиков, но и для покрывал, накидок, безворсовых ковров. Каждая мастерица старалась сделать свою работу уникальной, что породило множество техник при создании домотканых половиков.

Материалом для ткачества половиков служат цветные нити и ткань. Ткань режется или рвется длинными полосками, шириной 1.5- 2 см по основе. При необходимости ленты сшиваются или скручиваются.

Немного теории ткачества половиков.

Нити основы — это нитки, которые заправляются в станок или натягиваются на картон.

Нити утка — это нитки, которыми мы будем ткать.

Зев — это расстояние между нитями основы, поднятыми через одну. В зев прокладывается нить утка.

Есть три основных техники ткачества для половиков:

Техника ткачества «Уточный репс» — нити основы не видны, а рисунок создается нитками утка. Можно ткать несколькими утками, тем самым создавая различные рисунки. Расстояние между нитями основы достаточно широкое, а нити утка плотно прилегают друг к другу.

Техника «Полотняное переплетение». В этом варианте одинаково видны и нити основы и нити утка.

Техника «Заправочный репс». Нити утка не видны, а рисунок создается нитями основы. Чтобы создавать половики в этой технике, нужно нитями утка стягивать нити основы друг к другу.

Техника ткачества половиков «Полоска»

Свое название техника получила от цветных продольных полос, образованных нитями основы, нити утка при этом не видны. Здесь использован прием «Заправочный репс».

Техника ткачества половиков «Лента, подзорина».

Узор в технике «Лента, подзорина» формируется за счет чередования полос различной ширины. Щирокую часть называют лентой, узкую — подзориной. Использован прием «Полотняное переплетение». Нити основы намного тоньше нитей утка. «Ленты» часто делают из тканей или нитей разных цветов. А чтобы как то уравновесить «подзорины» выполняются часто одинаковые по всему половику.

Одна или несколько нитей подзорины на половиках могут быть кручеными. Просто делаем витой шнур из двух нитей и используем их в качестве утка.

Подзорина витая. Тканевую полоску утка перекручиваем через несколько нитей основы по всей длине полотна как на фотографии.

Техника ткачества половиков «Ляпики».

Нити основы тонкие, нити утка толстые тканевые, Между нитями основы в зев одновременно с прокладыванием утка накладываются ранее нарезанные кусочки однотонной ткани длиной 2-3 см «ляпики». Можно ляпики располагать часто, можно редко. Они создают дополнительный объем на половиках. Можно ляпиками делать и сложные рисунки.

Техника ткачества половиков «Закладок» или «закладное ткачество».

С помощью этой техники можно выполнять геометрические орнаменты. Узор выполняется закладками — одинаковые по размеру однотонные кусочки ткани. Кусочки ткани обертываются вокруг нити утка и выкладываются в нужные места тканого половика в процессе работы. Созданный узор получается двусторонним, одинаковым с лицевой и изнаночной стороны.

Техника ткачества половиков «Безворсовый ковер».

Ткем при помощи приема «Уточный репс». Нити основы не видны. Запрвляем станок разреженными нитями основы. Уточную нить плотно подбиваем к предыдущему ряду. Можно пользоваться несколькими уточными нитями.

Техника ткачества половиков «Пряник», «Нужда».

Одна из простых, но при этом очень эффектных техник ткачества половиков.

Основу натягиваем из контрастных нитей — это наши вертикальные полоски. Работаем двумя утками: один с тканевой лентой, второй с нитью.

В первый зев прокладываем тканевый уток, зев меняем и прокладываем нитяной уток. Продолжаем работать, чередуя нитяной и тканевой утки, пока не дойдем ло конца клетки. Здесь еще раз прокладываем тот же уток, который был последний в клетке. То есть прокладываем два раза или тканевый или нитяной уток. И продолжая работать опять прокладывая утки через один.

Техника ткачества половиков «Дерганье».

Половики, выполненные в технике «Дерганье» напоминают махровые полотенца. Их узор складывается из воздушных петель. Нити основы — хлопчатобумажные, два утка один с тканевыми лентами шириной 2 см и второй уток с шерстяной ниткой.

Читать еще:  Виды и технические возможности автоматических прессов

В первый зев прокладываем уток с тканевой лентой, во второй уток — с шерстяной нитью. Ход чередования тканевого и шерстяного утков повторяется до конца работы.

В соответствии с узором через каждую нить основы на иглу — бральницу набираем воздушные петли. Высота петель будет зависить от толщины иглы.

Техника ткачества половиков «Многоуточное ткачество».

Для основы берем хлопчатобумажные нити, для утка — цветные тканевые ленты.

Варианты прокладывания цветовых утков.

Несколько примеров половиков, выполненных в технике «Многоуточного ткачества»

Обработка краев тканого половика.

Можно по разному оформить края законченного половика

Края половика можно обшить тесьмой или тканью.

Край можно просто загнуть и подшить.

Или сделать на краях половика бахрому.

Как сделать половичок для куклы вы можете посмотреть в нашем мастер классе.

Одним из самых распространённых видов традиционного народного искусства на Вологодской земле было узорное ткачество. Особенно славились своим искусством мастерицы деревень, расположенных вокруг Череповца. Они составляли яркие многоцветные узоры из геометризированных фигур, которые располагали полосами или заполняли орнаментом все изделие.

Узорным ткачеством украшали полотенца, подолы и рукава женских рубах, передники, скатерти – столешники и другие бытовые вещи. Ткачихи прекрасно владели различными техниками ткачества: браной, ремизной, выборной. Геометрический орнамент составляли из ромбов, крестов, гуськов, свастик, крючьев и т.д. В далекие времена такие фигуры были символами плодородия, благополучия, изобилия. Со временем значение орнаментов утратилось, они стали просто красивыми узорами, искусство которых передавалось из поколения в поколение.

Фабрика ручного ткачества ООО «Фабрика «Красный ткач» сохраняет и возрождает традиции северного узорного ткачества – технически самого сложного вида украшения тканей.

Сущность ткачества состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служит специальное приспособление – ткацкий станок с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетают нитями утка. Простейший способ полотняного переплетения нитей мастера дополняют различными приемами и усовершенствованиями.

Технологический процесс ткачества – трудоемок и длителен. Он состоит из нескольких этапов: подготовки основы, подготовки утка, самого ткачества.

1 этап – ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ

Работы по подготовке основы – очень кропотливы. Как уже было замечено ранее, основа представляет собой продольные нити, которые привязывают на ткацкий станок определенным образом и под натяжением. Далее они будут перекрываться поперечными нитями утка, образуя узор.

Основа готовится на ручной сновальной раме: сновальщица закрепляет нить на верхнем конце рамы, далее накручивает вокруг рамы необходимое количество кругов – метров, закрепляет нить в нижнем конце рамы, а далее возвращается наверх, повторяя количество кругов. Этот процесс называется одним оборотом нити. Этот процесс повторяется необходимое количество раз (обычно 100 раз), на данном этапе закладывается длина основы и плотность ткани по основе.

Когда основа для будущей ткани готова, со сновальной рамы она снимается в косу.

Косу навивают на катушку для ткацкого станка. Катушка переносится на станок.
Далее основу связывают с предыдущими нитями на станке: мастер связывает каждую ниточку и делает до 2 000 узелков.

Более того, каждая ниточка основы подается по заправочному рисунку в галево ремиз (в старину галево называли «нитченки»).

Набор галев («нитченок») на всю ширину ткани образует ремиз.

Количество таких ремиз на станке также зависит от заправочного рисунка (у каждой ткани он свой).

На нашем производстве ремиз на станке может быть от 2х до 9ти. Каждый ремиз на станке подвязывается к подножкам и журавликам каретки.

Это позволяет поднимать и опускать ремизы с нитями основы и переплетать их с нитями утка в определенный узор, который так и называется – «ремизный».

Итак, основа на станке готова. Теперь можно приступать к следующему этапу подготовительных работ.

2 этап – ПОДГОТОВКА УТКА

Процесс подготовки утка заключается в следующем: пряжа тростится в необходимое количество сложений нити, а затем навивается на цевки.

Цевка вставляется в челнок, которым и работает ткачиха в процессе создания ткани.

3 этап – ТКАЧЕСТВО

Узорное ткачество – это узор, создаваемый утком, с использованием разных техник. Мастерицы нашего предприятия владеют всеми техниками узорного ткачества. Каждая техника – своеобразна, требует определенных навыков и умений.

БРАНАЯ ТКАНЬ – двусторонняя: на лицевой стороне рисунок образован настилом утка, а на изнанке – настилом основы; она выполняется с помощью «бральницы» – специальной дощечки (лопатки), узор выкладывается по счету нитей рисунка цветными утками, которые частично перекрывают основу.

Эта техника издавна использовалась мастерицами для украшения небольшой части изделия, чаще всего – краев полотенец, подзоров, подолов рубах.
Узоры браного ткачества – очень разнообразны. В одних – орнамент чисто геометрический: ромбы, полуромбы, восьмиконечные звезды, розетки. В других – геометризированные фигуры людей, животных, птиц, дерева. Все они располагаются строгими горизонтальными рядами.

ВЫБОРНАЯ ТКАНЬ – по структуре сходна с браной, но уток в ней не одноцветный, а узор делится на несколько участков, причем каждый выполняется отдельной нитью в одну и другую стороны. Узор может быть выполнен и на средней части полотна в виде ромбов, розеток.

АЖУРНУЮ ТЕХНИКУ ткачества также можно назвать разновидностью браного ткачества. Узор получается из мережек, которые перевиваются левой рукой – по две или более нитей и продеваются на дощечки-бральницы. Узор получается скромный и изысканно красивый: крупный, строго геометрический: ромбы, треугольники, косые кресты – по диагональным линиям, по клеткам, по горизонтальным линиям.

МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАЧЕСТВО – техника, при которой узор создается на множестве «ремизок»: от 3х до 9ти. Рассчитывать узор в данной технике нужно на стадии заправки ткацкого станка, что требует от мастера внимательности и сложных математических расчетов (см. этап подготовки основы). Прорисовать и рассчитать узор – это задача художника.

В этой технике ткется практически весь ассортимент изделий фабрики. Получаемая в результате переливчатая фактурная поверхность ткани придает неповторимую изысканность и привлекательность.

В технике ПОЛОТНЯНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ткется однотонное белое или серое полотно для традиционных рубах, косовороток и полотенец; многоцветная «пестрядинная» полосатая и клетчатая ткань используется для юбок, сарафанов и других видов традиционной одежды и костюмов; а также для дорожек и покрывал.

В большинстве изделий Фабрики совмещено сразу несколько техник ткачества: изделия выполняются в ремизно-браной технике, ремизно-выборной, ремизно-ажурной техниках.

Ручное ткачество

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя небольшой мастер-класс о том, как с помощью ручного станка соткать шарф всего за 40 минут! Отложила крючки и спицы в сторонку, теперь только ручное ткачество.

Этот вид рукоделия проще, чем кажется. Особенно когда речь идет о небольшом ручном станке, позволяющем быстро сплетать цветное полотно.

Для создания стильного и теплого шарфа тебе понадобится специальное приспособление для плетения. Можно купить готовый станок или сделать его самостоятельно, как сделала я.

Для изготовления ручного станка можно взять прямоугольную деревянную раму и вбить по ее периметру гвозди. Расстояние между ними должно быть одинаковое.

Помимо станка для работы, понадобится специальный крючок. Он отличается от обычного вязального и представляет собой Г-образное приспособление, напоминающее инструмент стоматолога. Однако, если такой не удалось найти, можно использовать вязальный.

Чтобы начать плетение на ручном станке, затяни петлю из пряжи и накинь ее на крайний боковой гвоздик. Оставшийся короткий край нитки пропусти так, чтобы он оказался с внутренней стороны пряжи снизу. Рабочая нить будет использоваться для плетения.

Оплетай гвоздики поочередно, перекрещивая нить в форме восьмерки так, чтобы получалось подобие шнуровки, а затем закрепи нить на крайних гвоздиках.

Аккуратно смести всю пряжу на станке к самой раме, чтобы слой ниток стал плотнее. Вся пряжа должна находиться у основания гвоздиков. После этого нужно начать накладывать новый слой пряжи. Для этого рабочая нить снимается с крайних гвоздиков и плетется поверх уже закрепленных петель. Рисунок плетения должен повторяться. Закрепляй нить в конце рамы таким же образом, как и в первом ряду.

С помощью крючка сними нижнюю петлю с гвоздика так, чтобы верхняя осталась на нём. Процесс повторяется столько раз, сколько необходимо для плетения шарфа нужной длины.

В самом конце вязки у тебя останется ряд петель на станке. Чтобы закрыть плетение, перекидывай каждую петлю, начиная с крайней на противоположную часть станка и протягивай через нее ту петлю, что стала нижней. В конце плетения закрепи пряжу узелком.

Чтобы увидеть процесс плетения на ручном станке наглядно, посмотри это видео.

Также предлагаю тебе посмотреть несколько интересных изделий, созданных при помощи ручного ткачества.

  • Совет редакции

    Полное поглощение, которое дарует вязание и ткачество, не сравнить с тем, что предлагают другие виды хобби. Ясность и чистота разума вязальщиц поразительны, многие ученые считают, что вязание помогает женщинам в преклонном возрасте оставаться в здравом уме и жить дольше.

    А знаешь ли ты, что депрессию и беспокойство легко можно победить с помощью этого прекрасного вида рукоделия? В трудные времена это хобби будет спасением от любых потрясений. В этой статье «Вязание — йога для твоего мозга» ты можешь узнать, почему это так с точки зрения ученых.

    Что скажешь по поводу этого вида рукоделия, был ли у тебя уже опыт создания вещей на ручном станке? Буду рада, если ты поделишься своим мнением с нами в комментариях.

    Понравилась статья? Расскажи об этом подругам в соцсетях!

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector