Palitra21.ru

Домашний уют — журнал
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт направляющих станины токарного станка

Ремонт направляющих станины токарного станка

В ходе капитального ремонта токарного станка производится восстановление точности направляющих станины. При выборе способа восстановления руководствуются степенью их износа. Когда погрешность не превышает 0,15 мм на отрезке длины в 1000 мм, то их восстанавливают шабрением. При большем износе прибегают к их механической обработке: шлифовке или строганию. Когда направляющие закаленные основным методом ремонта является шлифовка.

Методы ремонта направляющих

Выбор способа ремонта направляющих станков токарной группы (выполнить такой ремонт своими руками, не имея специального оборудования, достаточно сложно) зависит от того, насколько сильно изношены данные конструктивные элементы, какой твердостью они обладают, насколько хорошо технически оснащена ремонтная бригада, которая будет заниматься выполнением этой непростой процедуры.

Изношенные направляющие станины токарного станка

Восстанавливать направляющие станины, подвергшиеся значительному износу после длительной эксплуатации, можно разными способами: строганием, фрезерованием, шабрением (с притиркой и без), протягиванием, шлифованием, накатыванием при помощи специальных роликов. К наиболее распространенным методам, используемым при капитальном ремонте станины токарного станка, относятся строгание, шабрение и шлифование.

Уточнить величину износа направляющих можно лишь после того, как с их поверхности удалены все загрязнения и имеющиеся забоины. Чтобы определить зазоры, имеющиеся на данных узлах токарного станка, на них накладывают металлическую линейку и с помощью щупа выявляют наиболее изношенные участки, требующие срочного ремонта, проводя замеры через каждые 30–50 см.

Проверка станины с помощью самодельного приспособления

Опытные специалисты могут выявить наиболее изношенные участки направляющих станины при помощи тонкой бумаги, толщина которой не превышает 0,02 мм. Такая бумага накладывается на рассматриваемые узлы токарного станка и прижимается к ним металлической линейкой. В тех местах, где направляющие не подверглись серьезному износу, бумага не вытаскивается из-под линейки, а обрывается по ее краю.

Шабрение, хотя и является достаточно трудоемким процессом, выполняется достаточно часто, так как позволяет эффективно восстанавливать геометрические параметры рассматриваемых узлов токарного станка.

Определение наименее изношенных участков станины

Для выполнения шабрения, которое осуществляется в рамках капитального ремонта, станину оборудования устанавливают на жесткое основание, выверяя положение ее элементов в продольном и поперечном направлениях и при необходимости используя башмаки и клинья, чтобы отрегулировать ее расположение.

При проверке состояния направляющих станины и степени их износа в качестве базовых поверхностей используют те части, которые находятся под задней бабкой (именно они подвергаются наименьшему износу в ходе эксплуатации). После каждого этапа шабрения данные узлы токарного станка проверяют на параллельность и изогнутость.

Если направляющие станины, которые необходимо подвергнуть капитальному ремонту, закалены, то для восстановления их геометрических параметров лучше всего использовать шлифование.

Шлифовка направляющих станины в гаражных условиях

Шлифовка направляющих станины, по сравнению с операцией шабрения, отличается более высокой производительностью, но использовать такой метод при восстановлении незакаленных узлов нецелесообразно.

Чтобы шлифовка станины токарного станка была выполнена качественно, все забоины и задиры необходимо тщательно зачистить. Затем станину для ремонта фиксируют на рабочем столе продольно-строгального станка, следя за параллельностью ее поверхностей и направления его движения. Кроме того, используя уровень, который устанавливается на мостике задней бабки, проверяют извернутость направляющих. Только после этого начинают выполнять шлифовку данных узлов.

Если направляющие станины, которые необходимо восстановить в процессе капитального ремонта, не закалены, то их обработку следует выполнять при помощи финишного строгания.

Как и перед шлифованием, перед финишным строганием станину следует предварительно зачистить от имеющихся забоин и закрепить на рабочей поверхности продольно-строгального станка, проверив параллельность ее элементов направлению его перемещения.

При использовании такого метода ремонта направляющие станины обрабатываются резцом за 3–4 захода, после чего проверяют их параллельность, прямолинейность и извернутость. Если после выполнения обработки все геометрические параметры ремонтируемых узлов соответствуют требованиям, станину открепляют от поверхности рабочего стола продольно-строгального оборудования.

Видео таких восстановительных операций показывает, что выполнить их своими руками, не имея специального оборудования для ремонта, практически невозможно.

3 Шабрение станины – порядок обработки направляющих

Шабровка конкретных поверхностей производится в определенной последовательности. Для каждого станка она может быть разной, поэтому мы предоставим технологическую схему выполнения данной процедуры для обычного токарно-винторезного станка (например, для станка 1Е61ПМ). В этом случае порядок шабровки направляющих станка таков, что сначала, как вы поняли, обрабатывают направляющие под бабку (заднюю), а затем следующие направляющие:

  • Под прижимные планки и непосредственно под каретку. Не допускается отклонение от параллельности по длине более 15 мкм.
  • Суппорта (поперечного). По прямолинейности погрешность возможна до 10 мкм, по параллельности – до 15 мкм (показатели контролируют поверочным мостом и поверочной плитой).
  • Каретки (ответные направляющие). Во время работ следят за тем, чтобы разница параллельности между винтовой осью и направляющими не превышала показателя в 35 мкм, используя трехгранную линейку.
  • Каретки (продольные направляющие). Если эти элементы агрегата изношены достаточно сильно, обязательно необходимо применять антифрикционные составы для их восстановления. На описываемой стадии осуществления работ важно добиться адекватной соосности вала (ходового) и его посадочной зоны, надежности зацепления рейки перемещения в продольном направлении с реечной шестерней, перпендикулярности шпиндельной оси и передвижения суппорта в поперечном направлении.

В дальнейшем производится восстановление при помощи антифрикционного состава направляющих задней бабки. Цель этих процедур заключается в достижении:

  • параллельности направляющих станины и оси пиноли (на длине 20 см возможна погрешность до 30 мкм);
  • соосность отверстия пиноли и шпинделя (в горизонтальной плоскости допустимые отклонения на длине 30 см – 10 мкм, в вертикальной – 30 мкм).
Читать еще:  Хотите купить оборудование для производства тротуарной плитки в России?

  • Отправить тему по email
  • Версия для печати

Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение Nick » 21 окт 2012, 22:11

Неоднократно читал о шабрении, но никак не могу понять как таким не точным ручным инструментом как шабер можно достичь высоких точностей?
Ведь шабер снимает не маленький слой металла? И на выровненных поверхностях видны шероховатости, или «мазки» как они могут быть ровнее чем полированная поверхность?

Или тут вступают в действия другие факторы, как аква планирование на сож или других жидкостях?

На видео, которое показывал Афтаев, говорят, что точную ровную поверхность нельзя сделать на станке, что ручным шабером получается гораздо точнее. Как такое может быть?

Я понимаю, что не зря все это пишут и говорят, но мозг отказывается это принимать

Use the Console, Luke.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение aftaev » 21 окт 2012, 22:51

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение Nick » 21 окт 2012, 23:23

Use the Console, Luke.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение PKM » 22 окт 2012, 00:37

диском — контролировать инструмент руками практически невозможно
пастами — слишком медленно

кстати, шабером еще уметь надо работать.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение aftaev » 22 окт 2012, 00:49

Как быть с шаржированием абразива в обрабатываемый материал? Потерли мы абразивом алмазным поверхность направляющих например ластохвостов и получили из них не направляющие скольжения, а напильник алмазный

Съем шабером регулирует шабровщик, тобишь нужно иметь опыт.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение PKM » 22 окт 2012, 08:46

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение Алексс » 22 окт 2012, 09:12

ты путаешь понятия.

полировка = гладко (низкие неровности на малой площади).
ровно = плоско (низкие неровности на большой площади).
гладко != плоско

плюс шабером можно снимать очень тонкие слои.

шабер делает микронеровности, в которых живет масло. на полированных плоскостях масло не будет держаться.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение Nick » 22 окт 2012, 09:44

Ну можно же вывести поверхность, проверить ровность лазером, или той же любимой краской, и потом по чуть чуть доводить абразивами, но автоматически. А канавок под масло можно потом наделать.

Во ты когда шабером работаем. снимаем материал U образными пропилами, получается, что вся поверхность будет на гребнях буков U, но точность их будет не такой большой имхо

Use the Console, Luke.

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение aftaev » 22 окт 2012, 10:02

Re: Шабрение, шлифование и ровные поверхности

Сообщение Dmaster » 04 ноя 2012, 11:45

В этом и весь фокус! шабрение -это не только выравнивание поверхности но и правильно надо сделать «ёлочку» в которой будет находиться масло. Это как хонинговка цилиндра двигателя авто.
Ты ни когда не задавался вопросом, почему шарик для гольфа весь утыкан полусферами) Полированные поверхности быстро вытеснят масло и соприкоснутся.. и сразу пойдет процесс диффузии однородных металлов.)
Вот когда направляющие делают со скользящими подушками в виде графита, графитированной бронзы, то полированна поверхность лучше)

Сам видел станок на графитовой подушке, который отшабрили «ёлочкой» .. В ИТОГЕ ЧЕРЕЗ ПОЛ ГОДА куча натертого графита на концах направляющих!)) не всегда шабрение лучший выход.

ШАБРЕНИЕ:

Серебреницкий П. П.

СТАНИНЫ и НАПРАВЛЯЮЩИЕ.

Несущую систему станка образует совокупность его элементов, через которые замыкаются силы, возникающие между инструментом и заготовкой в процессе резания. К основным элементам несущей системы станка относятся станина и корпусные детали (колонны, поперечины, хоботы, ползуны, плиты, столы, суппорты и т.п.).

Станина служит для монтажа деталей и узлов станка, относительно нее ориентируются и перемещаются подвижные детали и узлы. Станина, как и другие элементы несущей системы, должна обеспечивать в течение срока службы станка возможность обработки заготовок с заданными режимами и точностью. Это достигается правильным выбором конструкции, материала станины и технологии ее изготовления для обеспечения необходимой жесткости, виброустойчивости, износостойкости направляющих и, естественно, для заданной точности взаимного перемещения элементов станка.

Большинство станин и других базовых элементов станков изготовляют из серого чугуна методом литья [в РФ марки серого чугуна: СЧ 15, СЧ 20, СЧ 30 (льётся при t 0 = 1500 – 2000 0 С, состоит из чешуй графита, которые гасят колебания)] .

Как правило, направляющие станин и других сопрягаемых с ними элементов имею плоскую форму (но могут и другую) и взаимное перемещение одного элемента относительно другого происходит при взаимодействии и контакте как минимум двух плоскостей.

Технология обработки станин и других элементов станков достаточно сложна (особенно станин, имеющих, обычно, большие длины) и включает ряд операций, которые обеспечивают не только заданные формы и параметры точности, но и характеристики поверхностного слоя, одной из важных которых является полученная шероховатость. Обеспечение этой характеристики возлагается (это зависит от уровня производства станкостроительного завода) на завершающие операции обработки рассматриваемых элементов, такие как строгание, чистовое фрезерование, плоское шлифование, притирка и (на особо передовых заводах) на операцию ШАБРЕНИЕ.

ШЕРОХОВАТОСТЬ и ВОЛНИСТОСТЬ.

Шероховатость поверхности (в технике РФ) определяют параметрами Ra , Rz и Rmax , с определенной базовой длиной. Так при возможной шероховатости Rz = 0.4 мкм ( Ra = 0,080 мкм) базовая длина определена стандартом в 0, 25 мм. (На этой длине определяется величина шероховатости Rz как средняя абсолютных значений пяти наибольших выступов и пяти наибольших впадин).
При этом средний шаг Sm микронеровности составляет примерно 0,040 – 0,060 мм (40 – 60 мкм).
Считается, что отношение шага микронеровности (шероховатости) S к ее высоте Rz практически всегда менее 50, то есть S / Rz

Читать еще:  Разновидности плугов для мини-тракторов, рекомендации по их настройке

Но при борьбе станкостроителей за снижение параметров шероховатости почему-то часто забывают о еще существующей микронеровности поверхности, которая называется ВОЛНИСТОСТЬ .

Волнистость — элементарное отклонение поверхности любой формы с периодически чередующимися возвышениями и впадинами с шагом, превышающим длину учаcтка измерения шероховатости (и естественно шаг микронеровностей) в несколько раз.

Рис 1.
Шероховатость и волнистость поверхности:
Rz – высота микронеровностей (шероховатость);
S – шаг микронеровностей;
Wi – высота волны;
Si – шаг волны

Таким образом после мехобработки обработки, поверхность представлена совокупностью микронеровностей с высотой Rz и волнами с высотой Wi (см. Рис.1).
Если взять среднюю линию микронеровностей, то можно поверхность представить практически волнообразной с высотой волны Wi и шагом Swi (см. Рис 2).

Рис 2.
Волнистость и ее параметры:
— высота Wi ,
— шаг Swi ,
— базовая длина lw

Виды и особенности ремонтных работ

Классификация всех проводимых ремонтных работ осуществляется на основе системы планово-предупредительного ремонта (ППР). Этот комплекс включает в себя:

  • техническое (межремонтное) обслуживание – обеспечивает работоспособность станка между ремонтами. ТО подразумевает уход за эксплуатируемым оборудованием и его мелкий ремонт. Может выполняться операторами станков и слесарями дежурных служб;
  • текущий ремонт – осуществляется в процессе эксплуатации оборудования для его гарантированной работоспособности. В ходе ТР происходит замена или восстановление частей станка, а также необходимая регулировка и наладка;
  • капитальный ремонт – выполняется для восстановления исправности оборудования. При выполнении капитального ремонта возможна замена основных узлов станка;
  • непредвиденные поломки и аварийные ситуации устраняются на внеплановом ремонте. При этом заменяются или подлежат восстановлению только пострадавшие элементы.

Подготовительные работы

Перед началом ремонтных работ необходимо выявить и определить все неисправности. Для этого станок необходимо тщательно осмотреть, проверить на точность и ознакомиться с записями в журналах неисправностей, оценить объём ремонта. Необходимо изучить устройство станка, ознакомившись с чертежами и техническим паспортом.

Важно правильно определить порядок разборки механизмов и выделить подходящее для этого место. Осуществляем очистку станка от пыли и технических жидкостей и заготавливаем необходимый для ремонта инструмент. Последний шаг – обесточить оборудование и повесить предупреждающую табличку.

Малый

Малый ремонт характеризуется заменой или восстановлением небольшого количества изношенных деталей или узлов. При выполнении малого ремонта производят проверку станка на точность и чистоту обработки, регулируют или меняют подшипники, зачищают ходовые винты, меняют изношенные элементы крепления. В случае необходимости ремонтируют систему подачи СОЖ и смазки.

Средний

Во время проведения среднего ремонта токарного станка происходит разборка узлов агрегата, замена или восстановление нескольких узлов или механизмов, шлифовка направляющих, а также выполняют настройку и проверку под нагрузкой. При проведении среднего ремонта составляется Ведомость дефектов.

Капитальный

Самый сложный и наиболее затратный вид планового ремонта. Включает в себя полный разбор всех узлов и агрегатов станка с занесением замеченных неисправностей и отклонений в дефектную ведомость, полный ремонт задней бабки и шпинделя, замену или восстановление всех неисправных агрегатов. В рамках капитального ремонта может также проходить техническая модернизация оборудования, с целью повышения производительности и снижения брака.

Особенности обработки направляющих

Следует учитывать, что процесс шабрения предполагает использование определенного порядка работ, который для разных станков может отличаться.

Рассмотрим ниже технологию выполнения шабрения токарно-винторезного станка:

Сначала происходит обработка направляющих, которые находятся снизу задней бабки;

Далее – расположенных под прижимными планками и снизу каретки, при этом нельзя допускать, чтобы отклонения по параллельности превышали 15 мкм;

Затем – шабрение поперечного суппорта. Допускаются небольшие погрешности;

Следующим этапом ремонта токарно-винторезного станка является шабрение каретки (ответных направляющих). Для определения погрешности используется трехгранная линейка. Разница винтовой оси и направляющих не должна быть больше 35 мкм;

При сильном износе продольных направляющих токарно-винторезного станка необходимо использовать антифрикционный состав. Здесь важным моментом является достижение соответствия по осям ходового вала с посадочной зоной, рейка перемещения должна иметь хорошее сцепление с шестерней в продольном направлении, в поперечном направлении шпиндельная ось должна быть перпендикулярна передвижению суппорта;

Далее ремонтируются направляющие задней бабки с использованием антифрикционного состава.

См. видео о черновом шабрении.

Обслуживание станков лучше доверять специалистам, поскольку работы должны выполняться четко, профессионально, без отклонений.

Своими руками достичь подобных результатов будет сложно.

Оборудование и инструментарий

Технология токарных работ предусматривает использование специального оборудования – токарные станки. С их помощью производятся детали, форма которых является телом качения. В современном производстве используют семь основных видов токарных станков:

  • токарно-револьверные – предназначены для изготовления мелких деталей в больших количествах; комплектуются револьверной головкой, позволяющей быстро менять режущий инструмент, перенастраивать оборудование на другой вид работы;
  • токарно-винторезные – отличаются возможностью совмещения высокой скорости вращения патрона с продольным перемещением инструмента; используются для крупносерийного и массового производства;
  • токарно-карусельные – универсальные станки с планшайбой и станиной больших размеров;
  • токарно-фрезерные – универсальное оборудование для индивидуального, массового и серийного производства деталей со сложной формой;
  • токарные автоматы – станки с большим числом шпинделей, предназначенные для изготовления деталей со сложной геометрией многопрофильных поверхностей;
  • лоботокарные станки – специализированная техника для работы с лобовыми поверхностями; используются для поштучного производства деталей, а также для мелких серий.
Читать еще:  Дровоколы — виды, как сделать самодельный дровокол?

Работая на токарном станке, используют различный инструментарий:

  • разного рода резцы;
  • сверла;
  • метчики;
  • зенкеры;
  • плашки;
  • развертки;
  • резьбонарезные головки.

Восстановление направляющих станины токарного станка шабрением

Для восстановления точности направляющих станину устанавливают на стенде или жестком полу и проверяют положение ее в продольном направлении по уровню 10 (рис. 88). Последний устанавливают на менее изношенных частях горизонтальной направляющей по всей ее длине.

Положение станины токарного станка в поперечном направлении проверяют рамным уровнем, который прикладывают к плоскости, где крепится коробка подач. Одновременно проверяется спиральная извернутость, для чего используется мостик или каретка (применяемая как мостик и уровень). Мостик устанавливают на различных участках вдоль направляющих. В зависимости от показаний уровней положение станины регулируют башмаками 14 (см. рис. 87, б, I) или клиньями 15 (рис. 87, б, II), подкладываемыми под ее основание или под ножки. Очень удобно устанавливать станину на болты домкрата 16 (рис. 87, б, III).

Вывинчивая или завинчивая болты домкрата, станину поднимают или опускают. Регулировку осуществляют до тех пор, пока пузырек основной ампулы уровня не станет в нулевое положение, что свидетельствует о правильном положении станины.

После выверки станины выбирают базовую поверхность, по которой контролируют параллельность всех ремонтируемых направляющих*. У станины токарного станка (см. рис, 87, а) за базу обычно принимают направляющие 3, 4 и 6 под заднюю бабку, так как они изнашиваются значительно меньше, чем другие направляющие. Эти поверхности сначала пришабривают, чтобы устранить износ, периодически проверяя прямолинейность и плоскостность контрольной линейкой.

Подготовив базу по контрольной линейке, шабрят поверхности 2,7 и 8 направляющих (см. рис. 87, а) с проверкой параллельности.
Некоторые ремонтники проверяют спиральную изогнутость направляющей индикатором (см. рис. 89, б). Однако этот способ ненадежный, так как направляющая, на которой устанавливается стоика 6 индикатора 4, часто имеет отклонение в горизонтальной плоскости до 0,01 мм. В этом случае показание стрелки индикатора будет неверным. Ошибка будет тем большей, чем длиннее державка 5 индикатора
Следует, однако, отметить, что несмотря на малый износ направляющих под заднюю бабку, их параллельность относительно плоскостей для крепления коробки подач и крепления кронштейна ходового винта и ходового валика часто оказывается нарушенной.

Отклонения нарастают о увеличением числа ремонтов станка, из-за чего при сборке ремонтируемых станков приходится затрачивать много времени на пригонку по месту коробки подач, кронштейна ходового винта и ходового валика, выполняемую шабрением вручную.

Этого можно избежать, применяя более рациональную технологию ремонта Существенным элементом этой технологии является то, что за базу принимают участки длиной 200—300 мм на концах поверхностей 11 и 12 (см. рис. 87, а). Эти поверхности не имеют износа, а потому не нуждаются в предварительной подготовке, как направляющие задней бабки.

По окончании подготовки базовых поверхностей приступают к шабрению направляющих. Сначала шабрят по краске поверхности, обозначенные на рис. 87, а цифрами 3, 4 и 6. При этом время от времени проверяют универсальным мостиком параллельность и спиральную извернутость этих поверхностей. Для удобства замеров на приспособлении устанавливают два индикатора. По ним определяют параллельность между поверхностями направляющих и маяками, а уровнем устанавливают спиральную изогнутость.

Далее шабрят поверхности 2, 7 и 8. Уровнем проверяют спиральную изогнутость поверхностей 2,7 и 8 (рис. 89, а), а индикатором— параллельность поверхностей 7 и 8 базовым поверхностям. В последнюю очередь шабрят поверхности 1 и 10.

Техника проверки поверхности

Контрольный квадрат помогает определить глубину шабровки поверхности детали или заготовки. В середине рамки, приложенной к поверхности детали, выделяется контрольный участок и производится подсчет количества окрашенных пятен. Тип неровностей можно определить числом выпуклостей:

  1. Если количество пятен достигает 6 — шабровка грубая;
  2. Если насчитывается до 10 пятен — шабровка чистая;
  3. Когда число пятен не менее 14 — обработка точная;
  4. Когда число окрашенных пятен составляет 22 — зачистка ювелирная.

Операция выравнивания лицевой части деталей, инструмент и применяемый способ шабрения зависит от типа поверхности. Для обработки краев используется приспособление прямого типа, гнутые детали шабровщик зачищает фасонным лезвием, твердые материалы обрабатываются узким лезвием, скобление мягких материалов и плоских поверхностей осуществляется широким шабером и лезвием радиусного типа.

Форма лезвия устройства подбирается по типу поверхности, выявить который можно с помощью прокатки детали по окрашенной пластине. Выявленные неровности удаляются приспособлением с длинной заточенной кромкой. Используемые виды шаберов начинают движение от краевой части заготовки. После завершения операции проводится контрольная проверка чистоты обработки, для доводки которой шабровщик использует слесарный сборный инструмент и ферритная кромка Рекомендации профессионального шабровщика

Чтобы режущий инструмент прослужил долго и помогал качественно подготовить материалы, рекомендуется уделить особое внимание выбору устройства. Все виды шаберов по форме режущей кромки приспособлены для выполнения технологических задач. Оптимальным вариантом является выбор снаряжения универсального типа, конструкция которого позволяет быстро заменять пластины в соответствии с требованиями техпроцесса.

Разные виды шаберов из-за технических особенностей не могут применяться на поверхностях с крупными дефектами и глубокими царапинами. Деталь должна пройти грубую обработку на фрезерном станке или другом шлифовальном оборудовании. Все циклы выравнивания поверхности должны заканчиваться проверкой контрольной пластиной с пигментным красителем.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector